ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ В ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ В ОРГАНИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оптимизация налогового бремени предприятия, разработка легальных схем минимизации налогов относительно конкретного вида деятельности или определенной организационно-правовой формы позволяют в значительной степени сократить налоговые платежи. И соответственно, средства, подлежащие высвобождению, налогоплательщик может инвестировать в развитие своего бизнеса.

К способам налогового планирования относят:

  • использование пробелов законодательства;

  • применение налоговых льгот;

  • выбор формы деятельности;

  • правильное формирование учетной политики;

  • применение оффшоров;

  • изменение срока уплаты налогов;

  • правильная организация сделок;

  • лоббирование;

  • прогнозирование изменений налогового законодательства.

Налоговое планирование всегда эффективнее на начальном этапе организации бизнеса, так как целесообразнее в первую очередь выбрать организационно-правовую форму, место регистрации предприятия и разработать организационную структуру предприятия.

Таким образом, составными этапами налогового планирования являются:

1. Анализ проблемы и постановка задач.

В данный этап налогового планирования входит изучение налоговых проблем в организации и последующая постановка задачи, в соответствии с которой затем будут подобраны инструменты, а также разработаны схемы налогового планирования. Налоговый анализ в большей степени состоит из определения особенностей деятельности организации, анализа основных налогов, подлежащих уплате, их ставок, размеров, распределения между бюджетами различных уровней и налоговых льгот, анализа системы договорных отношений и типичных хозяйственных операций, оценки суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др.

В качестве основной задачи может выступать минимизация налоговых потерь организации по какому-либо определенному налогу; по всей совокупности налогов, плательщиком которых является организация, и т.д.

2. Определение основных инструментов, которыми может воспользоваться организация.

Инструментами налогового планирования являются налоговые льготы, специальные налоговые режимы, особые экономические зоны на территории РФ и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения и т.д., позволяющие на практике реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные условия осуществления хозяйственной деятельности с точки зрения возникающих налоговых обязательств.

3. Создание необходимой схемы.

При осуществлении налогового планирования создают конкретную схему, в соответствии с которой предприятие будет осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. Основной целью при этом является то, что необходимо правильно применять и группировать используемые налоговые инструменты с целью построения определенной системы, позволяющей наиболее выгодно реализовать задачи налогового планирования.

4. Контроль осуществления деятельности организации в соответствии с разработанной схемой.

Для того, чтобы оценить эффективность работы составленной схемы необходимо сопоставить общий размер налоговой экономии (расчетной), полученной от применения инструментов налогового планирования, а также общий размер налоговых потерь, которые будут понесены организацией при практической реализации данной схемы

Для того, чтобы устранить негативные юридические последствия минимизации налоговых платежей налоговое планирование на предприятии должно осуществляться в соответствии со следующими указаниями:

1. Все схемы оптимизации должны быть легальны, т.е. необходимо соблюдение требований действующего законодательства.

2. Налоговое планирование должно быть эффективным, и таким образом должно приводить к снижению совокупных налоговых обязательств организации.

3. Всегда необходимо рассмотрение нескольких вариантов налогового планирования для того, чтобы в последующем выделить наиболее подходящий из них применительно к определённой организации.

4. Процедура налогового планирования должна быть скорректирована так, чтобы была возможность учесть в кратчайшие сроки вносимые в действующее законодательство изменения.

5. Необходимо, чтобы разработанная схема всегда имела экономическое и правовое обоснование.

Налоговое планирование предполагает разработку конкретных ситуационных схем оптимизации налоговых платежей, а также организацию системы налогообложения для осуществления своевременного анализа налоговых последствий при принятии различных управленческих решений. Планирование налоговых платежей в рамках налогового планирования позволяет предприятию наиболее эффективно управлять имеющимися ресурсами.

Основной задачей налогового планирования считается такая организация системы налогообложения, чтобы достичь максимального финансового эффекта при минимальных потерях. Комплексное налоговое планирование осуществляется специалистами в рамках налогового консалтинга и является неотъемлемой частью финансового планирования в организации.

К основным принципам налогового планирования относят:

  • легальность всех способов и методов оптимизации налогообложения;

  • максимальная возможная экономия ресурсов предприятия при внедрении схем оптимизации;

  • индивидуальный подход к деятельности каждой конкретной организации;

  • комплексность и многовариантность применения разработанных схем и методов налогообложения.

Организация налогового планирования состоит из:

  • предварительного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации;

  • исследования действующего законодательства конкретной страны, исследования и анализа налоговых проблем налогоплательщика с целью дальнейшего определения наиболее перспективных направлений налогового планирования;

  • изучения схем оптимизации налогообложения партнёров и конкурентов данного налогоплательщика в конкретных видах деятельности, а также применения наиболее выгодных способов налогообложения на предприятии.

Виды налогового планирования:

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают стратегическое (долговременный курс предприятий и решение крупномасштабных задач) и тактическое (текущий, повседневный характер) налоговое планирование.

В зависимости от размера территории, на которой налогоплательщик осуществляет свою деятельность, налоговое планирование может быть международным, национальным, местным.

В зависимости от типа налогоплательщика может быть корпоративным или индивидуальным.

Долгосрочное налоговое планирование — использование налогоплательщиком таких приёмов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика.

Стратегическое (долгосрочное) планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Элементы данного вида планирования:

  • выбор наиболее выгодного с точки зрения налогообложения места расположения организации, её структурных подразделений и руководящих органов;

  • выбор организационно-правовой формы организации и её организационно-хозяйственной структуры.

Текущее налоговое планирование – совокупность методов, дающих налогоплательщику возможность уменьшить налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации.

Элементы текущего планирования:

  • использование налоговых льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства;

  • использование оптимальных форм договоров;

  • разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.

Элементами налогового планирования являются:

  • стратегия оптимизации налоговых обязательств;

  • учетная политика организации;

  • налоговый календарь;

  • контроль дебиторской задолженности;

  • контроль состояния бухгалтерского и налогового учёта и отчетности;

  • постоянный мониторинг налоговых льгот.

Следует обратить внимание на налоговый календарь организации. Налоговый календарь предназначен для прогнозирования и контроля правильности исчисления налогов, а также соблюдения сроков уплаты налогов и соблюдения сроков предоставления отчётности, поскольку в противном случае это может вызвать штрафные санкции. Налоговый календарь представляет собой план годовых платежей, предусматривающий не только календарные сроки уплаты налогов, но и наличие денежных средств, необходимых для осуществления платежей.

Последовательность расчетов плана налоговых платежей может быть представлена следующим образом:

  • расчет налогов, облагаемой базой для которых является выручка от реализации.

  • расчет налогов, облагаемой базой для которых является фонд оплаты труда.

  • плановые налоговые платежи.

  • расчет налога на прибыль организации.

Для своевременного исполнения налоговых обязательств рекомендуется провести следующее:

  1. В соответствии с налоговым календарем накануне платежа установить лимиты неснижаемых остатков на расчетном счете.

  2. Оценить динамику прироста остатка денежных средств.

  3. При возникновении угрозы неисполнения обязательства прекратить все платежи по расчетному счету.

  4. Платежи по другим направлениям расходов осуществлять только в пределах превышения денежных средств над неснижаемым остатком.

  5. За 2 дня до платежа подготовить платежные поручения на оплату налогов.

  6. При разноске банковских документов целесообразно формировать данные об уплаченных налогах.

  7. Формировать сальдо отклонений от плановых значений соответствующих показателей

Необходимо отметить, что в настоящее время налоговый менеджер имеет возможность выбрать наиболее удобную готовую электронную версию налогового календаря (к примеру, представленную в таких базах данных, как «Гарант», «Консультант +»).

Организация налогового планирования в процессе функционирования предприятия необходима при оформлении договорных отношений с покупателями и поставщиками, осуществлении хозяйственных операций и т. д. Оно является неотъемлемой частью различных процессов в «жизни» организации, а именно процесса создания, реорганизации, ликвидации предприятия и т. д.

Эффективность ведения деятельности в современном мире во многом определяется не только тем, насколько рентабельно предприятие, но и тем, насколько высок объем расходов на ее ведение. Налоговое планирование позволяет ощутимо уменьшить объем затрат на содержание организации за счёт грамотно продуманной схемы оптимизации налогообложения. Однако далеко не безупречная налоговая система РФ создает массу проблем для успешного развития бизнеса, подчас лишая его стабильности и перспектив роста. Тем временем, многие зарубежные компании, оказавшиеся в подобной ситуации, уже давно используют достаточно безопасный и результативный способ снижения налоговых выплат - оптимизацию налогов.

Любое налоговое планирование связано с определёнными предпринимательскими рисками. Налоговые органы не поощряют действия налогоплательщиков, преследующие снижение налоговой нагрузки, даже если такие действия формально не противоречат законодательству. И это вполне понятно, поскольку цель государственного бюджета состоит в максимальном увеличении налоговых поступлений.

Острота обозначенной проблемы определяется также тем, что в действующем законодательстве не всегда можно найти чёткие критерии, позволяющие в конкретной ситуации разграничить правомерную минимизацию налогообложения и незаконное уклонение от уплаты налогов. Противоречива исудебная практика, относящая одни и те же действия налогоплательщиков в одних случаях к правомерной деятельности, а в других — к разряду правонарушений.

Отсутствие законодательно установленных пределов налоговой минимизации влечет целый ряд негативных последствий:

  1. Отсутствие чётких критериев законной налоговой минимизации является фактором, сдерживающим деловую активность хозяйствующих субъектов.

  2. В условиях неопределённости правовой основы минимизации налоговых платежей утрачивается доверие хозяйствующих субъектов к государственным органам, снижается авторитет государственной власти в глазах налогоплательщиков.

  3. С точки зрения макроэкономических процессов отсутствие пределов законной налоговой минимизации значительно снижает инвестиционную привлекательность российской экономики.

В то же время грамотное применение положений действующего законодательства, использование всех возможных льгот, прав и гарантий позволяют значительно снизить риски налогового планирования до минимального уровня. В результате достигаемый с помощью налогового планирования положительный результат оправдывает возможные налоговые риски.

Литература

  1. Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование [Текст]: Учебник / Вылкова Е.С.- СПб: Новое знание, 2011. — 634 с.

  2. Глубокова Н.Ю. Налоговое планирование [Текст]: Учебник / Глубокова Н.Ю. М.: ЕАОИ, 2012.- 64с.

  3. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст]:Учебник / Любушин Н.П.-М.: Юнити-Дана, 2006 .-190с.

  4. Савицкая Г.В. Методика налогового планирования [Текст]: учеб. пособие, 5-е изд., перераб. и доп. / Савицкая Г.В – М.:ИНФРА-М,2010.-408с.

Просмотров работы: 5925