ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬTУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬTУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особую значимость в современной системе дошкольного образования приобретает проблема формирования основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста. Причиной ее актуальности является повышение требований со стороны государства к реализации прав детей в связи с ухудшением их положения, снижением уровня здоровья, ростом социальной дезадаптации.

Большой вклад в развитие теории и практики правового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста внесли представители различных наук (С.А. Козлова, Э.К. Суслова, В.И. Ашиков, Е.В. Рылеева и др.). Вместе с тем, изучение научно-педагогической литературы показало, что не все его правовые аспекты исследованы и разработаны в равной степени. На сегодняшний день, наиболее актуальной является проблема формирования основ правового сознания у старших дошкольников: не достаточно полно разработано содержание работы с детьми и их родителями по ознакомлению с правами человека; не выявлены наиболее эффективные формы и методы работы; не определены критерии сформированности основ правового сознания дошкольников образовательного учреждения.

Сущность правового воспитания заключается в формировании правового сознания и поведения гражданина, воспитания осознанного восприятия законов и уважительного к ним отношения [5].

Правовое воспитание на начальных этапах становления личности ребенка старшего дошкольного возраста представляет собой процесс, направленный на создание условий для приобщения ребенка к национальным и общечеловеческим ценностям, на основе которых происходит усвоение элементарных правовых норм.

Старший дошкольный возраст (5-7лет) - период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности детей. В этот период детства «ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Базис личностной культуры - собственно человеческое начало в человеке, сосредоточение общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представление о действительности, способы активного воздействия на мир, роявления эмоционально-оценочного оценочного отношения к происходящему [3].

Основы правовой культуры ребенка старшего дошкольного возраста представляют собой совокупность элементарных нравственно-правовых представлений о правах человека, нравственно-правовые суждения о событиях окружающей действительности, ценностные ориентации и отношения, адекватные представлениям, суждениям, ценностным ориентациям модели нравственно-правового поведения в обществе сверстников и взрослых людей.

В дошкольный период, на начальном этапе формирования личности ребенка, передача правовых ценностей возможна только с учетом их возрастных особенностей.

По мнению ученых, в основе процесса формирования личности ребенка заложено овладение определенными ценностно-нормативными знаниями, которые старший дошкольник может усвоить в виде представлений, обеспечивающих развитие нравственно-правовой культуры и социально-приемлемое поведение в обществе сверстников и взрослых.

С.А. Козлова считает необходимым формирование у ребенка представления о самом себе, о правах и обязанностях. Важно не просто информировать ребенка, необходимо, прежде всего, формировать оценочное отношение дошкольника к социальным явлениям, фактам, событиям [1].

Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ ДСКВ №46 г.Нижневартовска, в которой участвовало 18 детей и 25 родителей воспитанников детского сада.

Формирование основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста, осуществлялась по двум направлениям: работа с детьми и работа с их родителями.

Содержание реализовывалось в специально-организованных формах работы с детьми (занятие, беседа). Занятия проводились один раз в месяц, продолжительностью 25-30 минут. Закрепление материала происходило в процессе повседневной совместной и самостоятельной деятельности воспитанников и на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой и развитие речи, конструирование, изодеятельность, ручной труд). Работа осуществлялась как со всей группой, так и с небольшими подгруппами, что стимулировало не только познавательное общение и взаимодействие, но и взаимообучение и взаимопроверку.

Основные виды детской деятельности: познавательная, игровая, художественно-игровая, художественно-творческая, музыкальная, трудовая, а также сочетание в рамках образовательного занятия разнообразных видов деятельности (конструктивной и трудовой, речевой и изобразительной, музыкальной и театральной). Каждый из перечисленных видов деятельности формирует у детей умения соподчинять свои интересы и желания с желаниями и интересами сверстников, находить взаимовыгодные решения, добиваться общего результата.

Большая часть образовательных занятий проводилась с участием сказочного героя (путешествие с Незнайкой в Солнечный город, путешествие с Элли в Изумрудный город). На занятиях использовались разнообразные художественные средства, способствующие погружению в культуру и историю родной страны: музыкальные средства, фольклор (поговорки, пословицы, заклички); литература (сказки, легенды, сказания, былины); изобразительное искусство (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство). В процессе проведения занятий дети решали творческие задачи: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить. Совместно с воспитанниками разработана «Декларация прав группы».

Формы организации взаимодействия с родителями: просветительские беседы, обучающие тренинги, День открытых дверей, традиционные праздники-концерты («Бабушка любимая моя», «Вместе дружная семья», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «День матери», «Папы - Защитники Отечества», «День здоровья», «Вот и стали мы на год взрослей»); изготовление генеалогического древа «Твои корни малыш» и альбомов с фотографиями и рисунками «Моя жизнь» и другие. В рамках работы с родителями большое внимание уделялось содержательности и доступности информации посредством оформления буклетов, памяток, информационных стендов: «Ребенок и его права», «Наказывая, подумай, зачем? (7 правил для всех)», «Как любить ребенка», «Воспитание мальчиков и девочек», «Детские имена, прозвища и родительские «ярлыки»», «Как развивать у ребенка чувство ответственности».

На начальном этапе работы с семьями воспитанников было проведено анкетирование родителей (25 человек). Получены следующие результаты:

  1. Низкий уровень информированности родителей в вопросах нормативно-правовых основ правового воспитания детей: 52% (13чел.) - не знают о существовании «Конвенции о правах ребенка»; 32% (8чел.) - слышали, но в содержание документа не вникали; 16% (4чел.) - знают о существовании документа и его содержании, но поверхностно.

С целью изучения уровня педагогической культуры родителей были использованы анкеты - опросники («Мое отношение к наказаниям», «Хорошие ли вы родители?») и тест «Какой вы родитель?». В результате опросных методов выявлен низкий уровень педагогической культуры родителей.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформирована системы элементарных представлений о правах человека (не менее чем, у 70% детей).

  2. Освоено социально-приемлемое поведение в обществе сверстников и взрослых (90% детей).

  3. Высокий уровень информированности родителей в вопросах нормативно-правовых основ правового воспитания детей (90-100%).

  4. Высокий уровня педагогической культуры родителей в вопросах правового воспитания детей.

Литература:

  1. Козлова, С.А. Tеория и методика ознакомления старших дошкольников с социальной действительностью /С.А. Козлова. - М.: Academ А, 1998. - 160 с.

  2. Копытова, Н.Н. Правовое образование в ДОУ. - Москва; «ТЦ Сфера», 2006 – 80 с.

  3. Кохановский, В.П. Философия /В.П. Кохановский. – Ростов н/Дону: Изд-во Феникс, 1999. -522с.

  4. Соловьёва, Е.В. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка – М.: «АРКТИ», 2005 – 88 с.

  5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации /Г.К.Селевко. –Народное образование, 1998. -256 с.

Просмотров работы: 4424