ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ РЕБЕНОК – РОДИТЕЛЬ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ М. Н. ПОПОВОЙ «НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ РЕБЕНОК – РОДИТЕЛЬ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ М. Н. ПОПОВОЙ «НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема формирования ребенка как субъекта взаимодействия с окружающими людьми в современной системе дошкольного образования приобретает все большую значимость.

Психолого-педагогические исследования ученых подтверждают, что развитие дошкольника происходит в процессе взаимодействия ребенка и взрослого (А.А. Бодалёв, В.В. Столин, Г.Т. Хоментаускас). Фундаментом, на котором строится дальнейшая жизнь человека, в первую очередь является семья. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка в своих трудах рассматривали М.И. Лисина, С.П. Tищенко, М.И. Буянов, С.Г. Якобсон.

Современная наука единодушна в признании приоритета семейного воспитания. Семья - воспитательный институт, который оказывает влияние на развитие человека на протяжении всей его жизни [3]. Семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально - педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребёнка. Главный эффект их успешного влияния заключается не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга [4].

Образовательный процесс МБДОУ ДСКВ №5 «Крепыш» г. Мегиона построен на основе сочетания базисной (комплексной) программы развития ребенка-дошкольника и педагогической технологии М.Н.Поповой «Навстречу друг другу». Социально-педагогический аспект деятельности ДОУ ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни воспитанников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребёнка и ценностные ориентиры детей и взрослых.

Новизна реализуемой технологии заключается в создании условий благоприятствующих диалогу, общению детей, родителей и педагогов, организация их совместной творческой деятельности в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу».

Tехнология М.Н.Поповой «Навстречу друг другу» включает четыре основных этапа.

Диагностический этап позволяет: оценить реальное отношение родителей к процессу обучения и воспитания в ДОУ; выявить степень готовности родителей к участию в жизни ДОУ; определить их запросы и потребности, удовлетворенность работой ДОУ. Используемый диагностический инструментарий: методики изучения детско-родительских отношений, анкеты-опросники, тесты, проективные методики («Моя семья», «Мой ребенок» [2]).

Подготовительный этап: подготовка взрослых к взаимному сотрудничеству. На втором этапе формируется готовность родителей к участию в жизни ДОУ. Осуществляется работа по повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах межличностного взаимодействия с детьми. Второй этап реализации технологии наиболее сложный. Основные формы работы с родителями: лекторий, тренинг, круглый стол, деловая игра.

Основной этап: организация непосредственного взаимодействия семьи и ДОУ в реализации конкретной воспитательной технологии. На третьем этапе используется проектный метод, что позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результат совместного взаимодействия, способствует эмоциональному сближению, формированию чувственного опыта совместной деятельности.

Заключительный этап отражает эффективность проводимых мероприятий в рамках реализуемой технологии.

Полученные промежуточные результаты реализации педагогической технологии М.Н.Поповой «Навстречу друг другу» в образовательном процессе МБДОУ ДСКВ №5 «Крепыш» г. Мегиона позволяют сделать следующие выводы:

  1. Большинство родителей не были готовы к совместной двигательно-игровой деятельности с детьми в силу недостаточности опыта, наличия определённых психологических барьеров (боязнь оказаться неумелым, стыд за собственную физическую неловкость). В рамках проводимых занятий родители учатся различным способам организации игры с детьми, знакомятся с играми, которые можно применять с детьми на улице и дома.

  2. Родительская активность проявляют не все члены семей воспитанников (72%). Часть родителей (представители семей «группы риска», ведущие асоциальный образ жизни) снимает с себя ответственность за воспитание детей и перекладывает ее на ДОУ.

  3. Низкий уровень педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей.

Литература:

  1. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В., - М., 2000.

  2. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. - М., 2005.

  3. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – М., 1996.

  4. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. -С-Пб., 1998.

Просмотров работы: 3502