Цель проекта – разработать краткосрочный предпринимательский проект по организации однодневных круизных туров в г. Санкт-Петербурге и в пригородах
1. ТЕРРИТОРИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Данный тур является дневным и осуществляется от Дворцовой набережной по заливу Невская Губа до города-порта Кронштадта. В ходе экскурсии теплоход совершает водную прогулку вокруг главных фортов Кронштадта, далее происходит высадка пассажиров на территорию города. После трехчасовой экскурсии с гидом по достопримечательностям Кронштадта, включающей визит в локальное предприятие общественного питания, теплоход вместе с пассажирами отправляется обратно к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.
2. БИЗНЕС-СРЕДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
На данный период бизнес-среда характеризуется отсутствием конкурентов, так как по состоянию на лето 2013 года аквабусы до Кронштадта больше не ходят, однако их планируют восстановить в 2014 году с ориентацией исключительно на туристов, причем стоимость будет составлять в среднем 1200 рублей за пятичасовую экскурсию1.
Модель конкурентных сил Майкла Портера
1. Риск входа потенциальных конкурентов:
Наблюдаются невысокие барьеры входа в отрасль, так как:
На данном рынке не наблюдаются марки с высоким уровнем лояльности покупателей, так как отсутствует понятие «бренд» в целом;
Средний начальный уровень инвестиций: первоначальный капитал необходим большей частью для покупки судна. Остальные затраты распределяются в течение года;
2. Соперничество существующих в отрасли компаний:
Уровень интенсивности конкуренции низкий, так как на рынке организации экскурсий по Финскому заливу наблюдается малое количество игроков. Экскурсии из Санкт-Петербурга до Кронштадта не организуются.
3. Рыночная власть покупателей:
У покупателей нет возможности ориентироваться на какую-либо другую транспортную компанию, за счет этого они с малой вероятностью смогут повлиять на установление цены.
4. Рыночная власть поставщиков:
Осуществление данного вида деятельности связано с зависимостью от топлива. На рынке топлива наблюдается постоянное колебание цен. В данном случае рост цен будет приводить к росту себестоимости готовой продукции, а также росту издержек производства. В связи с отсутствием конкурентов есть возможность повышать розничную цену на готовую услугу.
5. Опасность появления товаров — заменителей:
В качестве товара-заменителя стоит рассматривать возможность добраться до Кронштадта на другом виде транспорта, например, на автобусе или маршрутном такси, а также на метеоре, который по своим показателям значительно опережает данное судно. Также товаром-заменителем могут послужить экскурсии по рекам и каналам Санкт-Петербурга в отношении тех людей, которые имеют желание прокатиться на водном транспорте в короткие сроки.
Развитие круизного рынка сталкивается с проблемой ограниченности мест на круизном флоте. Всего по российским рекам ходит 121 теплоход, но к разряду комфортабельных можно отнести только 49 судов. При этом средний возраст некомфортабельных лайнеров перешел за 60 лет, в то время как срок их технической эксплуатации — 50 лет2.
3. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Предполагаемый однодневный тур осуществляется на пассажирском теплоходе «Элиен-Ольга». Маршрут: Санкт-Петербург – Кронштадт - Санкт-Петербург (с заездом в форты Кронштадта и трехчасовой экскурсией по самому городу). Гид-аниматор в костюме Петра Первого рассказывает историю образования города и фортов. У туристов есть возможность бесплатно с ним сфотографироваться. Трехчасовая экскурсия по городу Кронштадту включает в себя посещение Якорной площади и расположенного на ней Морского Никольского собора, Музея истории Кронштадта, Летнего сада, Петровского парка, Петровского дока и футштока, а также предполагает посещение местного предприятия общественного питания.
4. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ, НА КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ
Потенциальными клиентами являются абсолютно все жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также туристы города всех возрастных категорий и социальных статусов, в том числе и иностранцы.
5. КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА
Факторами, отличающими данный тур на рынке, являются:
Отсутствие аналогичных туров на рынке Санкт-Петербурга;
Сочетание водной прогулки и ознакомительной экскурсии по достопримечательностям дестинации;
Территория реализации тура: компании конкуренты проводят экскурсии по фортам от самого Кронштадта, в то время как данный тур осуществляется тур от Дворцовой набережной Санкт-Петербурга, что является очевидным преимуществом;
Длительность тура: как правило, длительность водной экскурсии у компаний-конкурентов составляет 2-4 часа, в то время как данный тур длится с 10 утра до 9 вечера. За это время пассажиры успевают ознакомиться с большинством достопримечательностей Кронштадта.
6. БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК
Первоначальный капитал;
Трудности, связанные с поиском подходящего судна для организации деятельности;
Высокие ставки по кредитам и невыгодные условия;
7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Себестоимость
В себестоимость продукта входят все издержки, понесенные предприятием на производство продукции или услуги, в нашем случае это:
Покупка теплохода;
Для разработки данного проекта был выбран пассажирский теплоход «Элиен-Ольга», заявленная цена которого составила 3 500 000 рублей3. Для покупки теплохода использовались деньги, взятые у банка ВТБ24 в кредит «Бизнес-экспресс. Целевой» по процентной ставке 14,5 % в год на 4 года4.
Сумма по процентам составляет 507 500 рублей в год.
Сумма выплат по кредиту в год составляет: 875 000 + 507 500 = 1 382 500 рублей
2) Зарплата персоналу судна;
Для реализации данного проекта необходимо нанять два экскурсовода и два моториста. Первый экскурсовод работает по графику 5/2 и получает заработную плату в размере 20 000 рублей, второй работает без оформления по ТК РФ в качестве сотрудника выходного дня и получает 900 рублей за одну смену, что составляет в среднем 9 000 рублей в месяц.
Мотористы работают по сменному графику 2/2, каждый получает по 30 000 рублей в месяц. Размер заработной платы составлен с учетом информации о вакансиях на сайтах www.superjob.ru и www.job.ru.
Итого расход на заработную плату персонала за 1 сезон составит:
(20 000 + 9 000+ 30 000*2)* 5= 445 000 рублей.
3) Амортизационные отчисления;
В данном случае годовая сумма амортизации рассчитывается линейным способом: 3 500 000/40= 87 500 рублей.
4) Разработка и продвижение веб-сайта:
Средняя стоимость создания веб-сайта, содержащего информацию о какой-либо услуге составляет 7 000 рублей. Стоимость таких методов как: синхронизация с социальными сетями, принудительная индексация с подтверждением авторства, реклама, добавление сайта на всевозможные ресурсы, в том числе поисковые службы и прочее составляет около 3 000 рублей.
7 000 + 3 000 = 10 000 рублей;
5) Расходы на топливо;
При условии, что теплоход находится на ходу 7 часов в день (2 часа движения до города Кронштадта + 3 часа экскурсии по фортам + 2 часа пути до города Санкт-Петербурга), учитывая расход топлива данного теплохода, стоимость дизельного топлива (с учетом скидки на оптовую покупку топлива по длительному соглашению с компанией ООО «Автобалт»), расходы на топливо составили:
2 520 рублей (стоимость дизельного топлива в день) * 30 дней * 5 месяцев = 378 000 рублей;
6) Налоги:
Фиксированные взносы в Федеральные фонды: 60 000 рублей;
Налоги по системе упрощенного налогообложения: 296 730 рублей;
Взносы в Фонд Пенсионного Страхования (13% от расходов на заработную плату персоналу): 57 850 рублей.
Транспортный налог: 2 500 рублей в год.
Сумма всех налогов, уплачиваемых за сезон, составляет 417 080 рублей. Таким образом, стоимость всех расходов предприятия за сезон составит: 2 720 080 рублей.
Количество туристов за сезон: 6480 человек.
Себестоимость 1 билета: 420 руб./человека.
Расчет выручки от продаж за 1 сезон (с мая по октябрь)
Выручка рассчитывается как цена 1 билета, умноженная на среднее количество пассажиров в день, количество дней в месяце и количество месяцев в сезоне. При условии, что цена на тур составит 1099 рублей на 1 взрослого человека (549 для ребенка до 12 лет и 925 рублей для пенсионеров) при средней загрузке теплохода (30 человек в день), доход от продажи билетов на тур при оптимистичном сценарии составит:
1099 рублей * 30 пассажиров/день * 30 дней * 5 месяцев = 4 945 500 рублей;
Чистая прибыль от проекта
Чистая прибыль от проекта рассчитывается путем вычитания себестоимости из суммы всех расходов: 4 945 500 – 2 720 080 = 2 069 500 рублей за сезон.
8. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН
В соответствии с матрицей Ансоффа мы будем продвигать новый товар (экскурсия с посещением города Кронштадта и Форта «Император Александр I) на существующий рынок круизов по рекам Санкт-Петербурга.
SWOT– анализ
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
|
Внутренняя среда |
|
|
Внешняя среда |
|
|
9. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
1) Срок окупаемости проекта рассчитывается как частное себестоимости и выручки:
2 720 080 / 4 945 500 = 0,55, что составляет 2,75 месяца;
2) Рентабельность продаж рассчитывается как частное чистой прибыли на выручку от реализации, выраженное в процентах:
2 069 500 /4 945 500 * 100% = 41,84%
3) Индекс прибыльности пропорционален отдаче каждой единицы инвестированных в проект средств - это частное суммарного денежного потока от проекта и суммы первоначальных инвестиций:
4 945 500 / 4 789 580 = 1,03
4) Индекс рентабельности инвестиций: сумма денежных потоков к первоначальным инвестициям:
2 069 500 / 4 789 580 = 0,43
5) Точка безубыточности в натуральном выражении (в турах):
2 074 туров из 4 500 возможных.
1 http://www.fontanka.ru/2013/06/03/137/ (Петербургская интернет-газета «Фонтанка.ру» статья от 04.06.2013 «Аквабусы идут ко дну»)
2 http://www.ratanews.ru/news/news_17022011_2.stm (Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии статья 17.02.2011 «Речному круизному рынку России некуда расти»)
3 http://petrozavodsk.flagma.ru/passazhirskiy-progulochny-teplohod-o301486.html (веб-сайт бесплатных объявлений flagma.ru)
4 http://www.vtb24.ru/company/loans/express/scelevoi/Pages/default.aspx?geo=spb (официальный сайт банка ВТБ24 раздел «Кредиты малому бизнесу»)