ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в процессе обучения и развития детей. Сегодня в условиях изменения социальной жизни, проникновение коммерциализации в духовную среду, размывания нравственных критериев в воспитании ребёнка важно опереться на нравственные основы жизни.

Социально-нравственное воспитание - одна из актуальных и важнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Современному обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе, разрешать возникающие конфликты. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте. Не случайно в «Программе воспитания и обучения в детском саду», по которой работает наше ДОУ, выделен раздел «Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений»[11].

Именно в дошкольном периоде, как отмечает А.В. Запорожец, находятся истоки формирования личности человека. Группа сверстников для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива, поэтому важнейшей задачей является предупреждение и преодоление различного рода отклонений в поведении детей. Для этого необходимо глубокое знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, среды, в которой воспитывается каждый из них, места ребенка в системе взаимоотношений с окружающими [2].

В психолого-педагогической литературе встречаются разны термины относительно взаимоотношений дошкольников: гуманные отношения, положительные отношения. Предметом нашего исследования являются бесконфликтные взаимоотношения старших дошкольников.

Т.Павленко, А.Рузская подчеркивают, что уже в дошкольном возрасте ребенок проявляет черты эгоизма или коллективизма в зависимости от того, какое место он занимает в «детском обществе» (А.П.Усова) и в семье, как согласует свои личные интересы с общественными, проявляет ли ответственность перед коллективом, считаясь мнением товарищей или, напротив, противопоставляет себя коллективу, признавая лишь свои интересы [9].

А.А.Люблинская, исследуя поведение детей дошкольного возраста, раскрывает сущность детских поступков. Она указывает, что поведение ребенка представляет собой цепь условных рефлексов, которыми организм отвечает на систему действующих на него раздражителей. А.А.Люблинская подчеркивает возрастающую роль активности ребенка, что позволяет объяснить природу детских поступков, т.е. ребенок «с ранних лет относится к жизни не пассивно, не бессмысленно, не тупо, а с горячей и жадной активностью, с ненасытной любознательностью, с неиссякаемой целеустремленностью» [5].

Для установления причины «нарушения» детьми поведения, А.А. Люблинская советует изучать образ жизни ребенка в детском саду и в семье, взаимоотношения, которые сложились у ребенка со сверстниками и взрослыми. Большое значение имеют и такие факторы, как пример взрослых, окружающих ребенка, система требований к нему, а также особенностей возраста и высшей нервной деятельности ребенка. В то же время, по какой бы причине конфликты не возникали, они всегда обусловлены общественной практикой, жизненным опытом, воспитанием [6].

Детские конфликты не являются нормой нравственного поведения. Частые конфликты мешают налаживанию коллективных взаимоотношений в группе, установлению бесконфликтных отношений между детьми [3]. Проблемность данного вопроса представляется в необходимости формирования у детей потребности разрешать возникшие конфликты со сверстниками в соответствии с нормами нравственного поведения, а для этого нужно найти пути правильного педагогического руководства взаимоотношениями детей. Признавая неизбежность конфликтов между детьми, мы считаем несостоятельным стремлением устранять их или создавать условия для конфликтов искусственным путем. Нам кажется неправомерным мнение исследователей (Р.Г. Надеждина и др.), которые считают конфликты основой развития ребенка и предлагают планомерно способствовать их созданию

Одной из задач является – с одной стороны, ограничить количество конфликтов по «внешним» причинам путем правильной организации жизни и деятельности детей, а также путем правильного педагогического разрешения их. С другой стороны – научить детей самостоятельно находить пути справедливого решения споров. Педагогически правильное разрешение возникающих конфликтных ситуаций является одним из средств формирования бесконфликтных взаимоотношений между детьми [6].

Теоретически важным является, что бесконфликтные взаимоотношения ребенка с детьми развиваются в диалектических столкновениях между растущим самосознанием ребенка, его стремлением к самостоятельности, к действованию, к познанию окружающего и ограничениями, которые ставятся ребенку взрослыми, а затем и его сверстниками, в обществе которых он воспитывается. При самой хорошей воспитательной работе эти столкновениях неизбежны. В них рождается диалектическое единство между «хочу» и «надо» - требованием взрослых, вносящем ограничение в действия ребенка, приучающем его к социальному поведению [4].

В исследовании Л.А. Пеньевской, выявлено многообразие форм детской взаимопомощи и сделана ее классификация. Эта деятельность выражается в непосредственных действиях, в помощи другому, в умении поделиться вещью, материалом, игрушками, в присоединении своих усилий при выполнении общей работы, нужной для всех в активной моральной поддержке, деятельности, направленной на передачу своего опыта другому[9].

Л.Берковиц же отмечает социальные причины: положение в коллективе, семье, умение общаться со сверстниками [1].Средством организации бесконфликтных взаимоотношений между детьми является труд, осознаваемый с помощью мотивов, результат такой деятельности всегда внутренне содержателен. Для личностного роста это высокий стимул [7].

Оригинальным и новым является определение В.Г. Нечаевой уровней моральной отзывчивости, характеризующей поведение того или иного ребенка и тех возможностей, которыми он располагает для оказания взаимопомощи [8. C.28-29].

Бесконфликтные взаимоотношения детей 6-7 лет можно рассматривать как определенную форму общения, имеющую моральную направленность. Это общение регулируется доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Бесконфликтные взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в складывающемся коллективе дошкольников, они проявляются в их поведении и, прежде всего, в различной деятельности, в основе которой лежат нравственно направленные мотивы. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная, парная дружба), а также между всеми детьми группы. При наличии дружелюбия в детских отношениях наиболее успешно развивается такая деятельность, в которой выражены элементы общественных устремлений 6-7 летних детей, например, сообща (небольшой группой, всем вместе) выполнить намеченную задачу, имеющую значение для отдельных детей, для всей группы.

При рассмотрении разных типов бесконфликтных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста важно в первую очередь выяснить характер отношений, которые складываются как бы сами по себе, и то, как они развиваются, формируются под влиянием воспитания. Первый тип бесконфликтных взаимоотношений существует объективно. Он возникает не обязательно как результат уже имеющихся бесконфликтных взаимоотношений между двумя-тремя или большей группы: это есть в первую очередь результат ярко выраженного у детей старшего возраста стремления к общению, к совместной игре, работе, наличия общих интересов, каких-либо переживаний. Здесь выступают и могут формироваться самые различные чувства, привычки поведения, качества личности, в основе которых лежат дружеские чувства и отношения детей, или, напротив, аморальные (отнимают друг у друга игрушки, выменивают вещи с пользой для себя, захватывают лучшее место, обижают слабого).

Второй тип бесконфликтных взаимоотношений складывается в результате целенаправленного воспитательного влияния. Путем организации этих отношений можно сформировать необходимые нравственные привычки, личностные качества.

Важно подчеркнуть, что в формировании дружбы между детьми группы первостепенное значение имеют бесконфликтные взаимоотношения взрослых, а также бесконфликтные взаимоотношения, которые возникают при общении дошкольников в деятельности благодаря имеющемуся уже у них опыту нравственного поведения, известному умению самостоятельно строить деятельность и взаимоотношения [8,C.46-47].

Понятие «бесконфликтные взаимоотношения» многогранно по своему содержанию. Применительно к старшему дошкольному возрасту эти нравственные отношения ориентировочно (в идеальном плане) представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сущность бесконфликтных взаимоотношений дошкольников

Эмоциональная и интеллектуально-моральная сторона бесконфликтных взаимоотношений

Выражение бесконфликтных

взаимоотношений в действиях и поступках, в

поведении, деятельности

Предпочтение, симпатия, привязанность, чуткость и отзывчивость.

Стремление, побуждение преодолеть личное желание в пользу другого (других).

Общность интересов, общность целей.

Желание помочь своему другу, товарищу вести себя по правилам (дружбы), исправить поведение.

Чувство справедливости (равное положение).

Улыбка, радостное оживление, соответствующие жесты, сочувствие и содействие; умение ограничить свои желания в пользу друга, поступиться чем-либо (имеющим привлекательность, необходимость) для другого, для нескольких детей в процессе бытовых отношений, в игре и т.п.

Забота, помощь и взаимопомощь (действием, словом). Взаимная выручка, защита. Добросовестное выполнение поручения, обязанности, игровых обязательств, правил. Сообщение товарищу правила, объяснение.

Умение отстоять свою правоту, настоять на том, чтобы товарищ-друг поступил правильно.

Подчинение сверстнику, когда требование его справедливо, известная объективность оценки и самооценки

С целью выявления состояния проблемы формирования бесконфликтных взаимоотношений в практике ДОУ, мы провели констатирующий этап эксперимента, который осуществлялся в МБДОУ ДСКВ № 48 «Золотой Петушок» г. Нижневартовска.

Для педагогов была составлена анкета, в которую входили следующие вопросы:

1) Как вы понимаете термины «бесконфликтные взаимоотношения»?

2) Какие средства являются наиболее эффективными для формирования у детей бесконфликтных взаимоотношений?

3) Какие методы и приемы способствуют формированию бесконфликтных взаимоотношений между детьми в разных видах деятельности?

Ответы воспитателей на первый вопрос показали, что все они понимают смысл понятия«бесконфликтные взаимоотношения». Однако назвать их структуру затруднились. Они считают, что данная проблема формирования в настоящее время очень актуальна. Все воспитатели сходятся во мнении, что для детей смысл этих понятий в определенной трактовке будет доступен и понятен, что открывает еще большие возможности для развития у детей гуманистической нравственности. Среди средств формирования у детей бесконфликтных взаимоотношений 90% воспитателей назвали: природу, музыку, художественную литературу. И только 10% воспитателей назвали сюжетно-ролевые игры. Эти педагоги считают, формирование у детей бесконфликтных взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре может осуществляться с помощью следующих методов и приемов: беседы, рассказы, создание специальных игровых ситуаций, требующих от ребенка проявления чувств и перестройки взаимоотношений. Очевидно ситуация того, что сюжетно-ролевую игру считает средством формирования бесконфликтных взаимоотношений дошкольников небольшая часть педагогов, объясняется тем, что до сих пор в практике ДОУ упор делается на формирование интеллектуальных способностей ребенка.

С дошкольниками старшего дошкольного возраста использовалась беседа по следующим вопросам:

1) Как ты понимаешь слово добрый, справедливый?

2) Назови ребят, с которыми ты дружишь и почему?

3) Чем больше всего вы любите заниматься с друзьями?

4) Каким должен быть хороший человек?

5) Ссоритесь ли вы с ребятами группы? Из-за чего?

Анализируя ответы детей можно отметить, что в целом детские представления о различных видах отношений не богаты. В основном дети пользуются двумя определениями: «добрый» и «хороший». Говоря о том, каким должен быть хороший человек, в первую очередь говорили добрым и наоборот. Затем называли умение дружить и играть, быть веселым, не жадным, никого не обижать (Оля К., Коля П., Наташа Р., Света Т. И др.). У 50% детей вызвал затруднение вопрос: «Как ты понимаешь слово справедливый»? Ответы: «не знаю», наиболее часто встречающиеся. (Олеся Д., Роман Н., Полина К. и др.). Этот факт говорит о том, что у детей отсутствует разделение различных качеств и отношений. 50% детей называли такие качества, как ласковый, заботливый, но при их пояснении приходили к одному слову «хороший» (Кристина Ш., Надя И., Люба К.,Сережа Д. и др.).

Методика «Неоконченные предложения» позволила определить мнение детей о способе разрешения конфликта между сверстниками. Дети пытались найти разные пути (поискать воспитателя, попробовать примирить ссорящихся. Иногда мир устанавливался на основе какой-то корысти, личной выгоды одного из поссорившихся и на подчинении другого: из-за обещанной сладости, игрушки, предмета – «На тебе робота, дай я прокачусь первым» (без очереди), обещания принять в игру, заступаться, под влиянием угрозы «выключить» из игры, общей интересной работы).

Таблица 2

Причины возникновения конфликтов между детьми старшего дошкольного возраста

Вид деятельности

Количество конфликтов

Причины конфликтов

Частота конфликтов

внутренние

внешние

Самостоятельные игры детей

11

12

13

20

Неумение играть дружно с детьми

Несформированность

общей культуры общения

Отсутствие навыка согласовывать действия в игре

Недостаточное количество игрушек и др. предметов

7%

7,8%

8,4%

13%

Деятельность, организованная воспитателем

14

7

19

Неумение подчиняться требованиям товарищей, правилам, продиктованным содержанием игры, нормами поведения на занятии

Отсутствие бережного отношения к результатам деятельности сверстников

Нарушение режимных процессов (запаздывание с подачей пищи во время завтрака, обеда)

9,1%

4,5%

12%

Повседневная жизнь детей

15

20

24

Отсутствие навыка сдерживать свое желание, потребности

Недостаточная продуманность условий в группе для пользования общими книгами, игрушками

Временная замена основного воспитателя в группе

9,7%

13%

15,5%

Всего

155

49,4%

50,6%

100%

По результатам, полученным нами, конфликты между детьми старшего дошкольного возраста возникают по различным причинам. «Внешние» причины конфликтов преобладают над конфликтами «внутренними» (внешние причины составляют 50,6%; внутренние причины – 49,4%). Конфликтные ситуации возникают больше в самостоятельных играх и в повседневной жизни детей. Иногда наблюдаются конфликтные ситуации по причине внешнего и внутреннего характера одновременно.

Например: Вячеслав Б. отнимает мячик у Аркадия М., и резко пинает его в сторону. Аркадий бьет Вячеслава. Воспитатель просит детей играть вместе, но мальчики не слышат просьбу воспитательницы и продолжают ссориться.

Данный конфликт вызван рядом внешних причин: недостаточное количество мячей, любимых игрушек, отсутствие целенаправленного руководства в данный момент со стороны воспитателя. Наряду с внешними причинами конфликт возник от неумения считаться с желаниями сверстника, делиться игрушками, от недостатка культуры общения, что является внутренней причиной конфликтной ситуации.

Затем воспитатель использует сказочный персонаж для разрешения данного конфликта:

Кот Леопольд: «Не хорошо драться, не люблю детей, которые дерутся и не умеют делиться игрушками! Ребята, давайте жить дружно! Подходите ко мне поближе, давайте поиграем вместе».

Вячеслав и Аркадий подходят первыми, и начинают играть.

Игровой, эмоциональный элемент, используемый в разрешение данного конфликта, помог детям преодолеть эгоистическое желание в пользу другого, а также послужил для детей примером умения делиться игрушками, дружных совместных действий, симпатии к товарищам.

Конфликты, которые возникают в повседневной жизни, показали, что основными причинами являются: незнание, как решать столкновение желаний, потребностей; недостаточное развитие начал коллективных отношений между детьми старшего дошкольного возраста. Ссоры между детьми возникали и в случаях нарушения ребенком установленных в группе правил поведения и взаимоотношений в быту, в труде, в процессе игры. Можно выделить особую группу детских споров, которые связаны с «принципиальными» вопросами, с «благородными» побуждениями. Споры познавательного, морального характера (что есть на свете, что из чего сделано, кто главный, кто хороший, а кто плохой и т.п.), переходящие иногда в конфликт, когда ребенок становится на защиту товарища, друга, более младшего ребенка, хочет отстоять справедливость и т.п.

Полученные нами результаты позволяют перейти к разработке педагогической технологии формирования бесконфликтных взаимоотношений старших дошкольников.

Литература

1.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. Л.Берковиц.- СПб.:Прайм – Еврознак – 2002.

2. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца – М.: Педагогика, 1986.

3.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников в социальной действительностью. – М.,1998.

4.Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей //Дошкольное воспитание. 2008. №1.

5.Кульчицкая А.И. Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, 1966.

6. Люблинская А. О шалостях и поступках маленьких детей //Дошкольное воспитание.1963. №4.

7. Надеждина Р.Г. Игра и детские взаимоотношения// Дошкольное воспитание. 1967. №12.

8. Нечаева В.Г. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2002.

9. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение. - 1968.

10. Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? //Дошкольное воспитание. 2008. №1.

11. Программа воспитания и обучения в детском саду / ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. – М., 2010.

Просмотров работы: 14857