СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ДОУ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ДОУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема развития этнотолерантности на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе этнотолерантность имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

В решении задач развития этнотолерантности особая роль отводится дошкольному образованию. Период дошкольного детства сензитивен для развития личности ребенка. Теоретическая проработка проблемы служит основой осмысления и обновления образования с целью преодолеть стихийность этого процесса, эффективно управлять им. Дошкольные образовательные учреждения обладают огромным развивающим потенциалом, однако педагогическая практика свидетельствует о том, что они недостаточно готовы к развитию этнотолерантности у дошкольников [2].

С целью выявления исходного уровня развития этнотолерантности у старших дошкольников нами был проведен педагогический эксперимент, который включает комплекс методов исследования: беседы и экспериментальные ситуации («Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная история») и наблюдение за игровой деятельностью дошкольников. С целью изучения отношения взрослых (воспитателей и родителей) к развитию этнотолерантности у детей 5-7 лет, проводилось анкетирование (адаптированная и дополненная методика Е.И. Николаевой, СТ. Куделькиной, Н. Рейнер, К. Реницан, К. Маркиной) 1.

При формулировании задач диагностики, учитывается, что в современной педагогической науке выделяются 3 основных компонента этнотолерантности в дошкольном детстве: когнитивный компонент (представления), эмоциональный компонент (отношение) и поведенческий[1]. Это позволяет сформулировать следующие задачи:

1) определить состояние проблемы формирования этнотолерантности у детей в практике работы ДОУ;

2) выявить уровни сформированности компонентов этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 1

Компоненты, критерии и показатели этнотолерантности у старших дошкольников

Компоненты

Критерии

Показатели

когнитивный

представления детей

Имеет представления о людях разных национальностей, о традициях, играх людей разных национальностей. Проявляет желание узнать об этом больше.

эмоциональный

эмоциональный отклик и интерес к другим людям

Имеет положительное устойчивое проявление этнотолерантного отношения к другим людям

поведенческий

поведенческие проявления

этнотолерантного отношения к другим людям

Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми других национальностей

На основе совокупности выделенных критериев были определены градации уровней развития этнотолерантности у старших дошкольников: высокий, средний, низкий.

Анкеты для воспитателей и родителей содержат вопросы, направленные на выявление личного отношения взрослых к людям различных национальностей. При этом в анкете для воспитателей больше внимания уделяется определению отношения воспитателей к проблеме развития этнотолерантности у детей с позиции педагогической работы и практики, а анкета для родителей имеет большую направленность на определение их знаний о необходимости развития этого качества у детей старшего дошкольного возраста в условиях семейного и общественного воспитания.

Совокупный анализ результатов анкет и бесед с воспитателями и родителями позволяет объяснить особенности проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста. Опытно - экспериментальное исследование было проведено в МБДОУ № 34 «Дюймовочка» г. Нижневартовска . В исследовании принимало участие 20 детей старшей группы А и 20 детей старшей группы Б, 22 воспитателя и 40 родителей.

Проведению исследования предшествовало определение национального состава, который свидетельствует, что в образовательном учреждении в старших группах воспитываются дошкольники разных национальностей: русские, армяне, украинцы, азербайджанцы, чеченцы, татары, башкиры, дагестанцы. Имеет место проявление интолерантного поведения среди дошкольников. Кроме того, состав воспитателей ДОУ также является многонациональным.

В ходе бесед со старшими дошкольниками мы выявляли характер знаний о стране, территории проживания населения. Дети показали достаточно полные знания по отношению к месту проживания, правильно называли наименования населенного пункта или города, лишь небольшое количество детей (9 человек) при ответах добавляли название Евразия, Австралия. Однако при этом только половина детей указали название округа и свою национальность. Дошкольники знают, что в Африке живут негры, но не знают, что в Азии живут люди с желтым цветом кожи. В отношении национальных праздников, национального фольклора, национальных игр, к сожалению, приходится констатировать, что большинство детей не дали ответа или дали единичный ответ. Дети не знали пословиц, поговорок, затруднялись назвать национальные сказки. Это проявилось и в ответах на вопрос: «Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой?». Отсутствие таковых или отказ от ответа констатировало больше половины детей. В среднем лишь четверть дошкольников называли и пытались что-либо рассказать о друзьях других национальностей. Иногда дети констатировали наличие друзей, но не могли вспомнить (или не знали) их национальности. На вопрос «Есть ли в твоей семье родственники другой национальности?» дети указывали на свою национальность. Небольшое количество детей указывали национальности: русский, татарин среди друзей родителей.

В ходе игровой ситуации перед ребенком располагаются изображения детей различных рас (в каждой паре мальчик и девочка) и предлагается выбрать того, с кем хотелось бы играть. Позитивным фактом можно считать наличие у большинства детей желания познакомиться со сверстниками другой национальности. Такие ответы преобладали. При этом мотивы были довольно разнообразны. Ира и Оля дали ответ «Да» (без пояснений или обобщенные ответы), Кирилл и Юля ответили: «мне интересно» и «хочу узнать, как они живут», «узнать другую страну». Рома и Лена ответили «Да, интересно узнать их, поиграть с ними». Тимофей ответил «Да, я с ними никогда не встречался, не знаком, а так - интересно». Называют любимые, хорошо знакомые игры, игры с любимыми игрушками Оля, Юля, Рома: в компьютер, «прятки», «догонялки», «пятнашки», «в «Барби», «кошки-мышки», «парикмахерскую». Отказ «Не знаю» прозвучал у Егора, Артема и Риты. Женя, Алина, Антон называют детские игры и высказывает желание научить детей других национальностей играть в них: «жмурки, если не знают, покажу». Называют русские народные игры Саша и Рита, поясняют желанием познакомить с ними других детей: «Гуси-Лебеди», они ее не знают, я научу, мы вместе поиграем». В экспериментальной ситуации «Нужен твой совет» на вопрос «Что можно посоветовать детям из группы, в которой находится этот мальчик?», больше половины дошкольников ответили, что так поступать нельзя, 30 % детей не смогли аргументировать ответ.

В результате констатирующего этапа эксперимента были получены количественные и качественные результаты, показывающие уровни проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп по трем критериям (см. таблицу 2).

Таблица 2

Уровни развития компонентов этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста

уровни

когнитивный

эмоциональный

поведенческий

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

высокий уровень

0%

10%

0%

10%

0%

5%

средний уровень

45%

40%

40%

45%

45%

40%

низкий уровень

55%

50%

60%

45%

55%

55%

Проведенное исследование уровня этнотолерантности у старших дошкольников свидетельствует о необходимости проведения специальной работы в условиях образовательного учреждения. У дошкольников наблюдается отсутствие знаний детей о национальном составе человеческого сообщества, о мноогообразии культур разных народов. Не опираются на знания своей этнической культуры, а также культуры других этнических групп. Дети не проявляют эмпатию к культуре и истории разных этносов, но готовы действовать позитивно к представителям других этносов.

Анализ анкетирования воспитателей выявил, что при планировании педагогического процесса в группах недостаточно учитываются культурные, национальные, особенности ребенка другой национальности при планировании педагогического процесса в группе. Педагоги понимают значимость развития этнотолерантности, имеют представление о национальной предметно-развивающей среде – 70 %. Они все стараются принимать участие в ее создании и организации – 100 %. По их мнению (100%) игрушки и предметы должны отображать национальный колорит, они должны в некоторой форме повторять некоторые предметы из окружающего мира и быта взрослых. Педагоги стараются принимать участие в различных видах деятельностей детей (75%).

В большинстве своем имеющаяся и планирующаяся для изготовления предметно-развивающая среда группы направлена на развитие знаний детей о культуре и быте русских (100%), причем, практически не учитываются культурные традиции других наций, представленных в группе. В своей работе воспитатели отмечали проведение праздников, утренников, занятий, бесед, так же ориентированных на одну доминирующую в детском саду нацию (100%), что на наш взгляд совершенно не правильно. Педагог детского дошкольного учреждения должен учитывать и знакомить детей со всем национальным многообразием не только сада, но и мира в целом, для того чтобы ребенок в будущем мог правильно строить свои межнациональные отношения, основываясь на равноправии, а не на превосходстве одного народа над другим на основе миролюбия и терпимости.

Для развития этнотолерантности у дошкольников, по словам воспитателя, как правило, проводятся праздники «Вороний праздник», «Масленица» - лишь эти два праздника отметили воспитатели (100%). Что касается игр, мы отметили также как и праздники, перечень игр, которым обучают детей, принадлежит к одной нации, представленной в группе, т.е. русских, например: «Салочки», «Жмурки» и др.

На наш вопрос, считают ли воспитатели достаточной свою работу по развитию этнотолерантности у дошкольников, получен следующий ответ: «Считаем свою работу вполне достаточной, это обоснованно тем, что в группе в основном преобладает одна нация». Мы считаем данную позицию педагогов в корне не верной, работа педагога должна включать в себя намного больший объем по данной проблеме.

Итак, результаты показывают, что педагоги понимают значимость развития этнотолерантности у дошкольников, но при этом не знают или не используют проблемные и поисковые методы, игры и традиции, которые являются наиболее эффективными в развитии этнотолерантности у дошкольников. В своих анкетах педагоги отмечают трудности, которые испытывают в работе: недостаточное количество методической литературы по развитию этнотолерантности у дошкольников, большая загруженность.

Знания родителей по развитию этнотолерантности у дошкольников характеризуются фрагментарностью, отсутствием системы в области семейного воспитания. Результаты исследования обусловливают необходимость проведения целенаправленной и систематической работы в области подготовки родителей к осуществлению развития этнотолерантности.

Изучение анкет, анализ рабочих программ воспитательно-образовательного процесса показывают, что в практике ДОУ имеется определенный опыт по развитию этнотолерантности у дошкольников, но существуют недостатки в организации этой работы:

- отсутствует система работы по развитию этнотолерантности у дошкольников; - однообразные формы работы, а так же методы и приемы, используемые воспитателями, не дают эффективного развития;

- не создана система взаимодействия с родителями по развитию этнотолерантности у дошкольников;

- знания родителей по развитию этнотолерантности у дошкольников характеризовались фрагментарностью, отсутствием системы в области семейного воспитания.

Таким образом, вопросы развития этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста не находят достаточного систематического отражения в практике работы дошкольного учреждения из-за недостаточной осведомленности педагогов и родителей, отсутствия системы работы в данном направлении. Это свидетельствует о необходимости проектирования образовательной среды и создания организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие этнотолерантности старших дошкольников.

Список литературы

  1. Бабаева, Т.И. Диагностика взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками Текст / Т.И. Бабаева // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. – СПб.: Ч.2. - РГПУ им А.И. Герцена, 2008.

  2. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М.: 2003. С. 52

  3. Васильев, В.А. К вопросу о толерантности в современной России [Текст] / В.А. Васильев // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 3. -С. 249-262.

  4. Гришина, Г.Н. Приобщение детей к игровой культуре своего народа. В сборнике научных трудов: Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников. / Г.Н.Гришина. - М.: Норма-М, 2010. - 67 с.

  5. Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений: методические рекомендации / сост.: А.В. Кречетникова, А.А. Нарыгин, Е.В. Панюшкина. – Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2010. - 106 с.

 

Просмотров работы: 3851