ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ДОУ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ДОУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные изменения в образовании связаны с переоценкой его результативности, в том числе и художественного. В документах по модернизации российского образования указывается, что важным результатом педагогической деятельности становится не просто формирование багажа знаний у дошкольников, т.к. в реальной жизни востребованы не наличие знаний, но и умений применять их.

В психолого-педагогических исследованиях (Б.Г.Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.С.Выготский, Т.С.Комарова, Б.М.Теплов, Р.М.Чумичева и др.) утверждается, что основой для художественно-творческого развития является старший дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте начинается становление личности ребенка, раскрываются потенциалы и способности, в том числе и художественно-творческие [2, 3].

В соответствии с ФГОС дошкольного образования важной задачей является развитие художественного творчества детей, приобщение к изобразительному искусству, художественно-творческой компетентности детей [1].

Под художественно-творческой компетентностью мы понимаем интегративное качество личности ребенка, включающее совокупность знаний о жанрах и выразительных средствах живописи; мотивы, имеющие отношение к проявлению интереса к произведениям живописи; побуждающие к самостоятельной интерпретации и оценки произведений; использование полученных знаний при анализе произведений живописи.

Показатели уровней художественно-творческой компетентности мы связываем с основными компонентами личности (М.С. Каган, Н.И. Шевандрин, Л.Д. Столяренко и др.): когнитивным, эмоционально-мотивационным, предметно-практическим.

Таблица 1

Структурные компоненты и показатели развития художественно-творческой компетентности детей старшего дошкольного возраста

Компоненты

Показатели

1.Когнитивный

1.Полнота (объем) знаний о жанрах и выразительных средствах живописи;

2.Умение выделять сущность разных видов и выразительных средств живописи;

3. Умение анализировать произведения живописи.

2. Эмоционально-мотивационный

1.Проявление интереса к произведениям живописи.

2.Отношение к живописи.

3. Эмоциональный отклик.

4. Мотив ознакомления с произведениями живописи.

3. Предметно-практический

1.Умение оперировать знаниями о живописи.

2.Умение использовать полученные знания в рисунках на темы «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет».

Констатирующий этап исследования проводился на базе МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвиненок» г. Нижневартовск, в котором принимали участие 20 воспитанников подготовительной группы «Г», 10 педагогов и 20 родителей.

Результаты беседы с детьми показали, что они имеют представления о том, что картины создает художник. Дети правильно определяют жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, описывают их характерные признаки. Однако на вопрос: зачем люди ходят в музеи смотреть картины, дети затруднялись ответить.

При проведении диагностического задания «Разложи правильно» были получены следующие результаты: высокий уровень у 20%, средний — 25%, дети допускали незначительные ошибки при выполнении задания (правильно называли жанры, но ошибались при их группировке). Низкий уровень знаний жанров живописи проявился у 55% — дети не смогли правильно назвать жанры живописи представленные на репродукциях и, следовательно, не смогли сгруппировать их по жанрам.

Уровень развития интереса и эмоционального отклика на произведения живописи у большинства детей низкий — 70%, средний — 25% и высокий зафиксирован только у 5%. При ответе на вопрос «какой период весны изобразили художники?», 7 детей не смогли ответить на него. Остальные, правильно определяли изображенный период весны, отвечая: Аня В., Антон Н., Егор Б. «Здесь нарисованы проталины, это ранняя весна» (о репродукции А.К.Саврасова «Грачи прилетели»). Алина П. «Снег растаял, лодка и деревья стоят в воде», Саша Б. «Эта картина, наверное, о весне. Погода здесь такая ясная и много воды, так бывает весной, когда снег тает и все вокруг топит» (о репродукции И.И. Левитана «Весна. Большая вода»). Почти у всех детей больший интерес вызвала картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели», объясняя это изображением на репродукции грачей. Так, например Дима Т. отвечал «Мне нравится эта картина, потому что нарисованы птички». Дети сосредотачивали свое внимание исключительно на птицах, изображенных в пейзаже лишь как деталь, мелкий план, слитый с природой, не высказывая своих чувств и эмоций, которые вызывает произведение. На вопрос «Что вы представляете, когда смотрите на картины?» дети отвечали неуверенно. Так, например, Коля Р., Витя И. отвечали «Хочется там оказаться», Таня П. «Хорошая погода, на улице, тепло, тает снег» (о картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»).

В задании «Вхождение в картину» большинство детей — 55% выбирали репродукцию Левитана И.И. «Золотая осень». При описании картины дети не давали характеристики воспринимаемому явлению. Дети, выполняя задание, перечисляли все то, что изображено на репродукции, при этом, не описывая свое состояние от увиденного, услышанного, ощущаемого. Результаты данного задания таковы: высокий уровень — 10%, средний — 25% и 65% — низкий. Но, несмотря на низкие результаты, ответы Кати Я., Егора Б. отличались оригинальностью «Нарисованы стройные белые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями — природа прощается с летом, становится грустно», «Земля укрыта желтеющей увядшей травой, сразу вспоминается о приближающейся, долгой зиме».

Оказалось, дети не умеют анализировать произведения живописи. Выступая в роли «экскурсовода» по картинной галерее, они равнодушно перечисляли детали, изображенные на репродукции, не указывая на богатую характеристику явления изображенного в произведении. Рассказ большинства детей о картине сводился к простому перечислению всего, что на ней изображено. Катя Я. «Картина про речку, про тучки. Кустик еще есть, а вдали маленький домик, там живут люди», Карина С. «Нарисованы березы, птицы сидят на деревьях, грязный снег». Результаты задания таковы: низкий уровень — 70%, средний — 20%, высокий уровень — 10%.

При самостоятельном обследовании окружающего пространства групповой комнаты, дошкольники искали портрет, пейзаж, натюрморт, но некоторые затруднялись найти заданный жанр произведения. Низкий уровень — 60% , средний 25% и высокий уровень у 15% .

Полученные данные показали частичные и разрозненные представления старших дошкольников о жанрах и выразительных средствах живописи. Большая часть детей не обладает устойчивым способом анализа содержания и средств выразительности живописи. У детей проявляется отсутствие эмоционального отклика на произведение, интереса к познанию живописи, а так же неумение соотносить эмоциональное состояние, отраженное в произведении, и собственное эмоциональное проявление. Восприятие художественных образов неадекватное, целостное, нерасчлененное. Полученные обобщенные результаты представлены таблице 2.

Таблица 2

Уровни художественно-творческой компетентности у старших дошкольников

Уровни

Количество детей

% соотношение

Низкий

13

65%

Средний

5

25%

Высокий

2

10%

Таким образом, можно сделать выводы о том, что художественно-творческая компетентность старших дошкольников находится на низком уровне. Для выявления причин этого, мы провели анкетирование педагогов и родителей.

Результаты анкетирования педагогов показали, что 7 из них испытывают затруднения в использовании разнообразных форм, методов и приемов работы, как с детьми, так и с родителями. Так вести тесное сотрудничество с родителями по проблеме развития художественно-творческой компетентности старших дошкольников считают необходимым 10 педагогов. При этом ни один из педагогов не использует в своей работе новые формы сотрудничества с ними, такие как: презентации, круглые столы, мастер классы и др. Не имеют в группе достаточного количества иллюстрированного материала — 7 педагогов отметили отсутствие книг, пособий для реализации данного направления в работе. Значимо мнение 8 воспитателей, которые считают необходимым усилить работу по развитию художественно-творческой компетентности у детей старшего дошкольного возраста и проводить ее в системе. Все опрошенные воспитатели назвали в качестве используемых форм работы с детьми для развития художественно-творческой компетентности: занятия - беседы, наблюдение. Педагоги чаще всего используют в работе с детьми такие методы, как рассматривание репродукций картин, дискуссии. Указанные причины недостаточного внимания к данному вопросу, по мнению воспитателей, связаны с объективными трудностями: отсутствие наглядного материала, системы работы.

Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы свидетельствует, что развитию художественно-творческой компетентности в группе не уделяется достаточного внимания, данная работа проводится эпизодически, без определенной системы, педагоги используют однообразные методы и приемы. Планирование носит формальный характер и направлено скорее для решения задач по развитию речи. В группах мало внимания уделяется художественно-развивающей среде, нет дидактического и наглядного материала, обновление и оснащение группы необходимыми пособиями и материалом ведется на низком уровне.

При анализе художественно-развивающей среды группы можно сделать следующие выводы: отсутствуют специально отведенные зоны, где располагались бы игры, пособия, иллюстрированные материалы, способствующие развитию художественно-творческой компетентности детей. В наличии имеются художественные материалы, раскраски для самостоятельной деятельности детей в области рисования. Хотя в старшем дошкольном возрасте можно иметь мини-библиотеку с книгами, энциклопедиями и иллюстрациями, направленными на развитие художественно-творческой компетентности.

Таким образом, изучение анкет, анализ плана воспитательно-образовательного процесса и художественно-развивающей среды в группе показывает, что существуют проблемы: в планировании, организации работы с детьми и родителями, создании условий в группе, которые способствовали бы развитию художественной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные свидетельствуют о том, что работа ведется на низком уровне, нет системы, чтобы с детства развивать художественно-творческую компетентность детей. Педагоги осознают необходимость развития художественно-творческой компетентности у детей, однако их знания нуждаются в определенной коррекции.

Анкетирование родителей позволило выявить отношение родителей проблеме развития художественно-творческой компетентности у детей и показало, что: 100% родители заинтересованы в данном вопросе и хотели бы больше узнать о формах, методах и приемах развития художественно-творческой компетентности, активно участвовать и помогать воспитателю; у 75% родителей отсутствует опыт такой работы. Большинству родителей — 80% необходима помощь со стороны ДОУ в данном вопросе и они готовы участвовать в мероприятиях, организованных в детском саду, направленных на развитие художественно-творческой компетентности у детей. Результаты анкетирования показывают, что 90% родителей не занимаются художественной деятельностью и не привлекают ребенка к ней.

На развитие художественно-творческой компетентности у детей оказывает много причин, в том числе и уклад семьи, в котором воспитывается ребенок. Поэтому воспитательным воздействием обладает пример родителей, совместные мероприятия детей и родителей, однако не все родители уделяют этому вопросу должное внимание.

Сказанное выше актуализирует разработку плана педагогических коррекционно-развивающих мер, обеспечивающих процесс развития художественной компетентности, который включает в себя:

- разработку педагогической технологии по развитию художественно-творческой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

- создание художественно-развивающей среды, способствующей, развитию художественной компетентности;

- повышение уровня компетентности педагогов: ознакомление с системой мониторинга с целью развития позитивных и предупреждения негативных процессов по развитию художественно-творческой компетентности;

- систему работы с родителями: введение новых нетрадиционных форм взаимодействия педагогов и родителей.

Достижение положительного результата возможно при системности работы, доступности ее содержания, интеграции между сведениями научного характера и практической деятельности.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ МОиН РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. - М. 1992.

3. Художественное творчество и ребёнок. Под редакцией Ветлугиной Н.А.. - М., 1972.

А где список литературы?

Надо написать только по результатам констатирующего эксперимента. Этого мало! Какие методы исследования использовались? Результаты анкетирования педагогов и родителей?

Просмотров работы: 3232