РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема выявления, развития и диагностики детской одаренности на протяжении многих десятилетий, волновала педагогов и психологов, таких как В.А. Крутецкий, Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн, ДЖ. Рензулли, ДЖ. Фельдхьюсен, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др. На сегодняшний день, данная проблема остается актуальной. Это связано, прежде всего, с потребностью современного общества в людях, наделенных способностями, одаренностью, которые смогут внести свой вклад в развитие общества, науки, творчества.

Согласно требованиям ФГОС НОО второго поколения одним из важных направлений образовательного процесса в школе должно стать развитие личности учащихся, которая сможет самосовершенствоваться и развиваться. Способствовать решению этой задачи должна работа, которая проводится учителем как на уроках, так и при организации внеурочной деятельности с младшими школьниками.

В настоящее время существует множество подходов к определению одаренности. В России разработана «Рабочая концепция одаренности», в которой одаренность определяется как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [1; 8 с.]. Данное определение позволило перейти от представления об одаренности как способности к какому-либо виду деятельности, к пониманию одаренности как качествах, которые включают в себя мотивацию, направленность личности и саморегуляцию.

Младшие школьники в процессе учебной деятельности демонстрируют развитие различных способностей, в том числе математических.

Существует много подходов к определению понятия математических способностей. Так, например, зарубежный психолог В. Бетц под математическими способностями понимает способности, которые позволяют ясно осознавать внутренние причинно-следственные связи математических объектов и отношений между ними и способность точно мыслить математическими понятиями [3, с. 26]. А. Венцл – как способность к установлению мысленных связей в математическом материале [3, с. 26]. А. Блэкуелл указывает, что математические способности - способности к избирательному мышлению в сфере количественных отношений и дедуктивному рассуждению, как способность к применению общих принципов к частным случаям в сфере чисел, символов, геометрических форм [3; с. 26]. В.А. Крутецкий же пишет, что математические способности - это индивидуально-психологические особенности человека, помогающие ему при прочих равных условиях относительно быстрее, лучше и глубже овладевать знаниями, умениями и навыками в области математики [3, с.66]. При всей неоднородности высказываний, можно отметить характерные особенности мышления ребенка, обладающего математическими способностями, в частности, гибкость мышления, т.е. неординарность, умение варьировать способы решения познавательных проблем, с легкостью находить различные пути решения проблемы. Несомненно, что эти особенности мышления напрямую зависят от особой организованности памяти, восприятия и воображения.

Решающая роль в развитии математической одаренности у детей принадлежит сфере образования, так как одаренность необходимо выявлять и развивать в сензитивные периоды. Как утверждал советский математик и педагог, книговед А. Маркушевич: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» [4]. Поэтому перед учителем начальных классов стоит задача своевременного выявления одаренных и способных детей для дальнейшего их развития. Для решения этой задачи учителю необходимо иметь представления о структуре математических способностей школьников. Существует несколько известных классификаций математических способностей.

Ф. Митчелл выделяет следующие элементарные способности, которые лежат в основе математической деятельности [2]:

1) классификация;

2) понимание и операции с символами;

3) дедукция;

4) манипуляция с абстракциями без опоры на конкретное.

Наиболее полно компоненты математических способностей описал В.А. Крутецкий [3, с. 97]:

  1. способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;

  2. способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;

  3. способность к оперированию числовой и знаковой символикой;

  4. способность к «последовательному, правильно расчлененному логическому рассуждению» (А.Н. Колмогоров), связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;

  5. способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;

  6. способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);

  7. гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;

  8. математическая память, память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;

  9. способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики, как геометрия.

Таким образом, математические способности не сводят к общему интеллекту, а выступают как свойство системы познавательных процессов, проявляющихся в результативном решении сложных познавательных задач, при решении которых требуются умственные операции без опоры на наглядность.

Для выявления математической одаренности младших школьников и проведения образовательной работы с ними в школе можно предложить организовать эту деятельность в следующей последовательности в 4 этапа:

1 этап. Работа с педагогическим коллективом. На этом этапе психолог школы проводит работу с учителями с целью подготовки их к работе с детьми, демонстрирующими признаки одаренности. Это необходимо для того, чтобы педагоги образовательной организации получили теоретические знания в области образования детей с признаками одаренности, выработали единые позиции в работе с обучающимися, научились пользоваться определенными диагностиками по выявлению детей с признаками одаренности.

2 этап. Диагностика обучающихся педагогами. Подбирается диагностический материал, с помощью которого диагностируется каждый ученик на выявление математической одаренности. Чтобы результаты были наиболее достоверными, в оценке способностей детей принимают участие родители, которым предлагаются соответствующие анкеты. Обработка результатов диагностик проводится педагогами совместно с психологом.

3 этап. Психологическая диагностика. Психологи определяют у обучающихся направленность личности, саморегуляцию, уровень учебной мотивации, логичность мышления, пользуясь своим диагностическим инструментарием и т.д.

В качестве психодиагностического инструментария могут быть использованы следующие методики: анкета Б.Басса, методика «определения уровня саморегуляции», методики Лусканова, Андреева, тест Равена.

По результатам всех диагностик, проведенных учителями и психологами, делается вывод, и определяются дети с признаками одаренности, с которыми в дальнейшем проводится индивидуальная образовательная работа.

4 этап. Образовательная работа с учащимися.

В ходе психологической диагностики у школьников могут обнаружиться проблемы личностного характера, сходные особенности в психосоциальном развитии и познавательной сферы. Для решения этой проблемы организуются занятия (тренинги).

Как правило, в одном классе 2-3 ученика демонстрируют математические способности, еще меньшее количество детей обнаруживают признаки одаренности, поэтому целесообразно для таких детей кроме индивидуализации заданий на уроках проводить внеклассные занятия, которые способствуют формированию и совершенствованию логического мышления, гибкого мыслительного процесса, нестандартного математического мышления с помощью решения творческих задач. Так как именно нестандартные задания могут способствовать развитию детей с математической одаренностью. Такая работа может быть организована в виде кружка «Одаренные математики», где младшие школьники смогут развить свои математические способности и одаренность.

Литература:

  1. Богоявленская В.Д., Шадриков В.Д. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Под ред. В.Д. Богаевленской. М., 2003.-68 с.

  2. Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии [Текст] // Вопросы психологии. -1982.-№ 2.-С. 28-32.

  3. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников [Текст] / Под ред. Н.И. Чуприковой. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 416 с.

  4. Савченко Е.М. Цитаты и афоризмы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://le-savchen.ucoz.ru/index/0-25

Просмотров работы: 2833