ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИУЧАЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМВ РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВРЕМЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИУЧАЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМВ РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВРЕМЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей[1].

Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому их задача – создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка. Ф. М. Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства».

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.

Одним из эффективных методов работы с детьми с нарушениями слуха по данному направлению является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Декоративно-прикладное творчество может выступать как основа воспитательного процесса, когда ощутив себя творцом, ребёнок сам стремится к развитию. Процесс этот сложный и постепенный, где нужно учитывать индивидуальные и психические возможности ребёнка с нарушенным слухом, его способности, личный потенциал, и увлеченность творчеством. Важно, чтобы ребёнок подходил к творчеству с желанием, проявляя самостоятельность, умея видеть красоту и восхищаться ею.

Ранний опыт позитивного, эстетического отношения к миру в целом необходим не только для художественного развития, но и для решения важнейших нравственных проблем, в том числе проблем понимания и принятия себя и других. От того, как будут образованы, а главное воспитаны сегодняшние дети, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо и интересно ли в нем будет жить.

Осуществляя духовно-нравственное воспитание детей с нарушениями слуха, мы ставили следующие педагогические задачи:

  • формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;

  • развитие интереса к традициям, культуре, народным обычаям, расширение представлений о быте своих предков, бережное отношение и любовь к своей Родине, родному дому, старшему поколению;

  • формирование способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;

  • развитие социально-бытовых умений: в выполнении практических заданий и приобретении навыков в процессе работы, связанной с ручным трудом, развитие эстетического чувства, творческого потенциала учащихся, индивидуальных особенностей и познавательных интересов;

  • воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;

  • обогащение и развитие словарного запаса учащихся с нарушенным слухом.

Формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей в ходе реализации проектной деятельности, способствовала работа над следующими темами проектов: «Дорого яичко к Христову Дню», «Традиции русского быта на Руси».

Первый проект, посвященный православному празднику «Пасхи» был реализован в апреле 2012 года (время работы над проектом 1 месяц). Зародился этот проект из ряда вопросов, исходящих от учащихся. Детей заинтересовал вопрос: «А почему на Светлый праздник Пасхи красят яйца, почему Воскресенье называют «Светлым», и какие бывают способы окрашивания яиц?» На все вопросы у учениц при помощи учителя были найдены ответы. Это стало подготовительным этапом проекта. Технологический этап состоял из практической деятельности: выполнение пасхальных яиц в технике вязания и лоскутного шитья, вышивка пасхальных открыток, а также школьники опробовали способы окрашивания, применяемые хозяйками в быту изаписали рецепты окрашивания яиц, которые пригодятся и в будущем. Защита проекта проходила в виде мастер-класса, где учащиеся не только применили полученные знания, но показали и рассказали об этом своим друзьям. Также были представлены игры, в которые играет детвора во время праздника. Мероприятие было ярким и запоминающимся, оно доставило большое удовольствие и участникам проекта, и его слушателям. В ноябре – декабре на внеклассных занятиях и уроках обслуживающего труда был запущен проект «Традиции русского быта на Руси». В проекте участвовали школьники 8-11 классов.Этот проект можно назвать совместным, групповым и творческим, т.к. в его реализации приняли участие не только обучающиеся, но учителя и воспитатели. Как и в любой деятельности педагога, мы ставили перед собой множество различных воспитательных, образовательных, коммуникативных задач, но всё-таки приоритетным направлением нашей деятельности была коррекция и развитие речи учащихся.

В ходе реализации проекта осуществлялись следующие виды деятельности: познавательная, продуктивная, речевая, игровая.

В ходе проектной деятельности дети знакомились с историей и традициями русского быта через организацию таких форм работы, как познавательные беседы, показ иллюстративного материала, фото и видео материалов, экскурсия в музей «Просвещение» п. Излучинск, посещение школьной библиотеки, практические работы, игры. Тематика занятий проекта: «История рукоделия на Руси»; «Праздники и обряды», «Накануне Нового года», «Русская изба».

Для закрепления представлений у детей была создана подборка дидактических игр: «Узнай по описанию», «Для чего нужен?», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», проводились конкурсы и викторины.

Результат проектной деятельности детей - творческие работы, представленные на городских фестивалях«Солнце для всех» и «Ангелы надежды», в которых были созданы условия для расширения круга общения детей из разных школ города, содействующие обеспечению доступа к культурным ценностям и занятиям творчеством. Учащиеся получили заслуженные поощрения: дипломы участников фестиваля, памятные подарки и билеты в кино. Часть работ осталась на школьной выставке, а остальные поделки дети дарили своим родным на Новогодний праздник.

Одним из самых важных в методическом отношении этапов реализации проекта является его защита. Без этого работу нельзя назвать завершенной. Цель презентации проекта – публично представить свою работу. Это самый трудный этап проектной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, но он позволяет ребенку с нарушением слуха еще раз все осмыслить, прочувствовать и продемонстрировать результаты своей работы. Это вызывает чувство удовлетворения и гордости за свой труд, а также вызывает интерес у детей, не участвовавших в проекте.

Защита проекта «Традиции русского быта на Руси» проходила в виде праздничного развлекательного мероприятия «Девичьи посиделки в канун Нового года». Дети представили в игровой форме обряд гадания, зачитывали пословицы, использовали шутки, прибаутки, загадывали загадки, демонстрировали жестовое пение, играли в игру «Ручеёк», принимали гостей, угощали чаем с домашней выпечкой. Была проделана огромная работа по оформлению кабинета в стиле русской избы. Яркие, красивые костюмы были позаимствованы в РЦД «Спектр».

При реализации наших проектов источниками знаний являлись учителя, воспитатели, библиотекари, познавательная литература, журналы, интернет-ресурсы, а также личный опыт детей.

Таким образом, в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей идеей - духовно-нравственного воспитания, создаётся воспитательное пространство, формирующее личностно-значимые качества, воспитывающее морально-устойчивую личность. И результат не заставит себя ждать, появляется пространство совместного бытия, в котором реально всё: ребёнок, творчество, диалог.

Литература

  1. Казанцева, И. Заложить нравственные основы жизни / Ива Казанцева // Духовно-нравственное воспитание. - 2012, №7.

  2. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М. : Бином, Лаборатория знаний, 2012.

  3. Тихонова Е.С. О ребёнке, художественном творчестве, диалоге и не только… / Е.С. Тихонова // Воспитание и обучение детей с проблемами в развитии. 2013, №5.

  4. Эльконин Б. Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. –М.: Академия, 2001.

Просмотров работы: 1068