ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Детство детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопряжено с возникновением эмоциональных переживаний, расстройств и негативных эмоций. В результате у них формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, ограниченность навыков взаимодействия в социуме. Между тем, именно успешная адаптация в социуме является ключевым фактором для становления личности. Важной составной частью социальной адаптации воспитанника детского дома является умение самостоятельно решать возникающие проблемы, гибко реагировать на изменение условий жизни, планировать и достигать поставленных целей.

Поэтому одним из приоритетных направлений работы психологической службы детского дома является формирование устойчивых навыков целеполагания воспитанников подросткового возраста. Это дает возможность подростку войти в новое социальное окружение, разнообразить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности, расширить кругозор, обогатить нравственный опыт, и, в конечном счете, ощутить себя полноправным и необходимым членом общества, вступающим на путь независимой жизни1.

Изучив опыт работы детского дома «Аистенок» мы разработали программу по формированию навыков целеполагания у воспитанников детского дома, сочетающую в себе тесную взаимосвязь научно-педагогической, научно – психологической и социальной теорий с современной практикой реализации инновационных подходов и передовых технологий.

В ходе разработки программы мы ставили цель – сформировать устойчивые навыкицелеполагания у воспитанников 13 – 14 лет.

Несмотря на проработанность темы формирования навыков целеполагания у подростков, не все существующие методы достаточно адаптированы для работы с воспитанниками детских домов. Самым сложным для нас явился выбор технологий, обеспечивающих успешную реализацию программы от ее проектирования до результативности.

Исходя из принципов: альтернативности — обеспечение многообразия типов программ; приоритетности — выбор приоритетных направлений деятельности; саморазвития — создание условий и механизмов саморазвития воспитанников; учитывая интересы и потребности несовершеннолетних,были определены основные задачи программы - развитие у воспитанников навыков:

  • самостоятельной и осознанной постановки цели;

  • видения образа предполагаемого результата;

  • видения промежуточной цели в иерархии целей;

  • анализа и оценки условий и возможностей при достижении цели;

  • планирования последовательности действий по достижению цели.

Учитывая психологические и возрастные особенности воспитанников, мы предположили, что работа, направленная на формирование навыков целеполагания у воспитанников, будет эффективна при условии системного и планомерного подхода к решению данной цели.

На подготовительном этапе осуществлялся теоретический анализ проблемы: подборка, изучение и анализ методологической и психолого-педагогической литературы по данной тематике.

На диагностическом этапе были осуществлены исследования уровня коммуникативной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, выявление личной заинтересованности воспитанников к процессу целеполагания. Анализ проведенных нами психолого-педагогических исследований показал, что воспитанники детского дома имеют необъективные представления о своих возможностях, предпосылки к формированию иждивенческой позиции, специфичность развития эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер, низкий уровень личной заинтересованности к процессу целеполагания. Полученные результаты явились стартовым показателем для выбора целевой группы и начала работы по формированию готовности подростков к процессу целеполагания.

Отличительной особенностью реализации основного этапа является соблюдение последовательности и поэтапности:формирование готовности воспитанников к процессу целеполагания, повышение уровня личной заинтересованности воспитанников к процессу целеполагания, где в качестве психолого-педагогических механизмов использовались: интерпретация, реинтерпретацияи интериоризация. И только затем - формирование навыков целеполагания воспитанников при помощи методовсмыслового видения, сравнения, логического рассуждения, анализа действий целеполагания.

Так как основной этап реализуемой программы является практическим компонентом деятельности, то он реализовывался как в индивидуальных, так и в групповых формах. Особое внимание уделялось групповым формам работы с подростками, так как работа в группе с воспитанниками детского дома сложна по своей сути и сильно отличаются от групповых форм работы, проводимых с обычными подростками3. В работе с группой подростков, проживающих в детском доме необходимоучитывать особенности, как самих подростков, так и окружающей их социальной среды.В связи с этим, мы выделили следующие внешние условия организации групповой работы: помещение обязательно должно быть обособленным, с целью исключения вмешательства в работу других людей; при выборе времени для проведения групповых занятий необходимо учитывать режим дня в учреждении; особого внимания заслуживает неоднородность групп по составу и психологическим характеристикам каждого ее участника.

На заключительном этапе осуществлялосьподведение итогов реализации программы.Отмечена положительная динамика на уровне краткосрочных результатов (удовлетворенность участников содержанием и формами работы) и среднесрочных результатов (изменения представлений и отношения к себе, изменения представления о собственных ресурсах и их реализации).Полнота и качество реализации программы зависели от тесного взаимодействия и сотрудничества между всеми структурными подразделениями детского дома. Использование единой междисциплинарной технологии взаимодействия всеми специалистами детского домадало возможность учитывать особенности и уровень развития подростка, в первую очередь его ресурсные возможности. Кроме того, была определена приоритетность задач формирования навыков целеполагания, адаптации и социализации воспитанников, прослеживалась адекватная последовательность «подключения» нужного специалиста к работе с воспитанником, согласованность деятельности всех специалистов.

Литература

  1. Жилинская А.В. Анализ трудностей целеполагания у старших подростков// Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2010, №2. Эл.версия: http://www.psyedu.ru/journal/2010/2/Zhilinskaya.phtml.

  2. Жилинская А.В. Анализ трудностей целеполагания у старших подростков // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2012. № 4. Эл.версия: http://www.psyedu.ru/journal/2010/4/Zhilinskaya.phtml.

  3. Сенкевич Л. Ф. Динамика личностного развития социальных сирот // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия: Социология и управление персоналом. М., 2006. № 4 (20). — С. 80—83.Эл.версия: http://psychlib.ru/mgppu/disers/SenkevichLF/AVT-SDL.HTM.

Просмотров работы: 1778