ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально-исторические изменения в нашей стране, перемены, происходящие в системе образования, делают особенно актуальным гуманистическое воспитание школьников. Гуманистическую педагогику характеризует направленность на принятие ребёнка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие.

Формирование целостной личности закладывается путем гуманистического воспитания именно в начальной школе. Гуманистическое воспитание в начальной школе предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействия членов школьного коллектива. Исходя из этого, целью воспитания становится необходимость развития ценностно-ориентированной личности.

В Законе РФ «Об образовании», в ФГОС НОО утверждается гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования [1].

Система принципов гуманистического воспитания, построенная на основе системно-деятельностного подхода включает в себя:

  • Принцип деятельности. Согласно ему ученик не пассивно усваивает готовые общекультурные нормы ценностей, а добывает их сам в процессе собственной деятельности, активно участвует в их совершенствовании.

  • Принцип непрерывности. Этот принцип означает преемственность между всеми ступенями и этапами воспитательного процесса.

  • Принцип целостности. Он предполагает формирование у учащихся не отдельных ценностных норм, а системы ценностей на основе принципа сохранения целостности системы.

  • Принцип психологической комфортности. Данный принцип требует снятия всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса на основе реализации идей педагогики сотрудничества, создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательного уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, позицию, развитие диалоговых форм общения.

  • Принцип вариативности. Реализация данного принципа требует выращивание личности, способной к самостоятельному выбору и адекватному принятию решений в ситуациях выбора, умеющей противостоять внешнему давлению и отстаивать свою позицию, но в то же время способной понять и принять альтернативную точку зрения, если она аргументирована общепринятыми культурными нормами морали и нравственности.

  • Принцип творчества. Он означает максимальную ориентацию на творческое начало в воспитательном процессе.

Таким образом, представленная система принципов полностью соответствует существующей нормативной базе – требованиям Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования и др.

По мнению известных педагогов, психологов младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом успешности воспитания младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного гуманистического воспитания детей. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования даёт нам ориентир на развитие системы воспитания, которую ожидают от нас общество и государство. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. В нем предложена модель выпускника начальной школы: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни[2].

Личностные результаты, к которым должен прийти обучающийся, освоивший основную образовательную программу начального общего образования включают в себя: готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности[2].

Следуя требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, необходимо осуществление гуманистического воспитания в начальной школе только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми гуманистических ценностей.

Литература.

  1. ОбобразованиивРоссийскойФедерации. N 273-ФЗ, 29 декабря 2012 года.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

  3. Днепров, Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. — Издание 2-е, дополненное. — М.: Мариос, 2011. — 456 с.

Просмотров работы: 2914