В настоящее время в нашей стране резко актуализировалась потребность в осуществлении нового этапа разработки теории и практики воспитания детей младшего школьного возраста истинными гуманистами. Гуманистическая ориентация изменяет представления о целях образования, которые транслируют ценности общечеловеческой и национальной культур. Это, в свою очередь, требует пересмотра организационных подходов и требований. Гуманистическое воспитание подрастающего поколения рассматривается как важная составляющая часть нравственного воспитания.
Среди причин, заставивших общество обратиться к воспитанию нравственности на самом раннем этапе образования ребенка можно выделить следующие:
сегодня, как никогда, наше общество нуждается в широко образованных, высоконравственных гражданах, обладающих не только знаниями, но и выдающимися чертами личности;
в современном мире на маленького ребенка, на его еще только формирующуюся сферу нравственности воздействуют различные источники как позитивного, так и негативного характера;
еще вчера образование не гарантировало высокого уровня духовно-нравственной воспитанности;
овладение знаниями о нравственных принципах важно потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но дают представление о последствиях нарушения этих норм для самого ребенка и для окружающих людей.
Таким образом, целью гуманистического воспитания обучающихся в начальной школе является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Организация гуманистического воспитания обучающихся в контексте требований ФГОС начального общего образования осуществляется по следующим направлениям:
воспитание доброты, милосердия, человеколюбия, гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
В требованиях Стандарта обозначено, что программа воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Именно поэтому образовательное пространство современной школы должно содержать развернутую программу по воспитанию ребенка, формированию у него идентичности гражданина России, осознания им этнической, конфессиональной и социокультурной принадлежности[2].
При воспитании младших школьников истинными гуманистами необходимо опираться на следующие педагогические подходы:
Аксиологический подход. Аксиологический подход изначально определяет всю систему гуманистического воспитания обучающихся, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений нравственного развития и воспитания младших школьников. Аксиологический подход в воспитании утверждает гуманистический подход к человеку как носителю базовых национальных ценностей, как к высшей ценности, как субъекту, способному к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.
Системно-деятельностный подход. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами [3].
В эффективной организации гуманистического воспитания важная роль отводится организационно-педагогическим условиям, которые призваны содействовать воспитанию младших школьников истинными гуманистами. Из солидного перечня таких условий организационно-педагогического характера выделим основные:
профессионально-деловая состоятельность учителей начальных классов как полноценных руководителей процесса формирования гуманистических взаимоотношений ребят в детском коллективе;
ориентация урочной и внеучебной деятельности школьников на теоретическое и практическое усвоение сути и требований общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, на оптимальное воплощение гуманистической парадигмы образования в функционировании школы;
неуклонная реализация всестороннего обеспечения методологически выверенной стратегии содержательной целостности учебно-воспитательной работы в начальном звене школы;
систематичность и непрерывность работы по гуманизации взаимоотношений обучающихся;
методическая обеспеченность педагогов в работе по целеустремленному воспитанию подопечных как полнокровного детского воспитательного коллектива.
научно обоснованная координация подлинно гуманистических наставнических воздействий на учащихся начальных классов со стороны педагогов, родителей и социума;
демократический стиль общения педагога с учащимися;
самостоятельный, творческий и аналитический характер деятельности учащихся;
личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
создание в образовательной организации комфортной психологической среды для учащихся и педагогов [5].
В заключении следует отметить, что важнейшим средствомгуманистического воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов. Специфической особенностью процесса гуманистического воспитания является его длительность и непрерывность.С другой стороны этот процесс динамичный и творческий. При этом основными критериями нравственности человека можно считатьего убеждения,моральные принципы, ценностные ориентации, поступки по отношению к близким и незнакомым людям.
Литература.
Власова Т.И. Духовно ориентированная модель современного воспитания /Т.И.Власова//Наука и практика воспитания и дополнительного образования.-2008.-№2.-С. 18-22.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. -223 с.- (Стандарты второго поколения).
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете ФГОС второго поколения. Методические рекомендации. Часть 2. – Белгород: Изд-во ОГАОУ ДПО БелИПКППС, 2012. – 117 с.
Овсянникова С.К. Формирование гуманистических взаимоотношений младших школьников. Монография. Нижневартовск, Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2009. - С.83-88.