СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ВУЗА И ШКОЛЫВ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ВУЗА И ШКОЛЫВ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» направление «Система поддержки талантливых детей» определяется как ключевое в развитии общего образования.

Одной из приоритетных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие талантливых детей, реализацию их потенциальных возможностей.

Национальная доктрина образования Российской Федерации в качестве одной из основных целей и задач образования выдвигает обеспечение разностороннего и своевременного развития детей, их творческих способностей. И сегодня каждая школа должна формировать у всех учащихся не только академические знания, но, прежде всего, способность трудиться, умения жить и адаптироваться в быстро меняющемся мире.

Эти способности могут быть развиты только в процессе проведения практических исследований самими учащимися. Для их успешной реализации должны быть созданы базовые условия, которые бы позволили целенаправленно использовать научный, методический, кадровый и материально-технический потенциал социокультурного пространства (присутствие вуза в образовательном пространстве школы):

1. Обеспечение условий для мыслительной, аналитико-прогностической деятельности учащихся, выявленной на основе диагностики.

2. Создание условий для стимулирования деятельности учащихся по переводу их учебной деятельности в научно-исследовательскую, творческую, путем обеспечения взаимосвязи между учителями школы и преподавателями ВУЗов, привлекая сотрудников научных и культурных центров.

3. Обеспечение пространства для выбора научной проблемы в соответствии со склонностями, способностями и интересами учащихся.

4. Формирование условий для самореализации личности учащегося на основе непрерывного образования школа - ВУЗ.

5. Организация научно-исследовательской работы учащихся на базе научных центров, лабораторий, кафедр ВУЗа, библиотек, музеев.

6. Формирование системы работы с одаренными детьми в той или иной научной области на основе индивидуальной программы для развития их творческой, познавательной деятельности.

7. Организация системы взаимодействия учащийся-учитель-преподаватель.

Тем самым встает вопрос о создании особого механизма по формированию условий, при которых любой учащийся получил бы возможность попробовать себя в разных областях деятельности. Существованиеуказанного механизма обеспечит систему социального партнерства вуза и школы.

Система социального партнерства вуза и школы обладает возможностью изменить цели обучения: от передачи знаний к вооружению компетенцией и, тем самым, продуктивнее реализовывать программу научно-исследовательской работы учащихся.

Особое место в системе социального партнерства с Вузом занимают следующие направления сотрудничества:

1. Методическая обоснованность технологий преподавания общепедагогических и специальных дисциплин.

2. Современная и обоснованная корректировка учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Проведение школьными и вузовскими работниками в содружестве экспериментальной работы.

4. Разработка и внедрение инновационных технологий, создание условий для интеграции и социализации детей в общество.

5. Совместное использование материально-технической базы вузов в организации проектной деятельности учащихся ОУ.

6. Профориентационная работа.

Успешно развиваются различные формы сотрудничества:

– привлечение педагогических кадров вузов к преподаванию спецкурсов, особенно в профильных классах;

– консультирование и руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся;

– разработка олимпиадных заданий по различным предметам;

– участие старшеклассников в предметных олимпиадах, студенческих конференциях, очно-заочных школах, проводимых вузами;

– научное руководство инновационной, экспериментальной и проектной деятельности учащихся и педагогов.

В Нижневартовске и Нижневартовком районе сложились определенные формы взаимодействия Нижневартовского государственного университета и школ. Заключение договоров о сотрудничестве между ВУЗом и школами направлено на создание широкого учебно-научного пространства для деятельности учащихся в соответствии с их способностями и интересами.

И здесь высшая школа оказывает существенную научно-методическую помощь учителям по следующим направлениям:

1. Проведение семинаров и консультаций по организации системы исследовательской деятельности школьников.

2. Проведение практикумов по конструированию экспериментальных, учитывающих реальные условия школы форм инновационной работы.

3. Совместная разработка планов и программ для работы с одаренными школьниками.

4. Разработка по заказам школ учебно-методических пособий по организации и осуществлению инновационной деятельности по организации творческой деятельности учащихся.

Совершенно уникальной возможностью обладает совместная проектная деятельность учащихся и студентов. Формы взаимодействия и сотрудничества, при этом, чрезвычайно разнообразны: руководство кружками, творческими объединениями, научными обществами учащихся; проведение курсов углубленного изучения учебных предметов; поведение индивидуальных творческих занятий со школьниками, имеющими способности и склонности к определенным наукам, искусствам, техническому моделированию и конструированию, к занятиям спортивными дисциплинами; подготовка общественных лаборантов для оказания помощи учителю при проведении лабораторных и практических урочных занятий; осуществление «репетиторства» со слабоуспевающими школьниками; разработка и поведение массовых внеурочных занятий; проведение экскурсий в ВУЗ, интересующие подростков, участие в подготовке и проведении выставок детского творчества и т.п. Кроме того, неформальные отношения, интеллектуально и эмоционально насыщенная атмосфера творческого поиска порождают у детей вдохновение, ощущение собственной значимости, состояние жизнерадостности, потребности в работе и общении. Студенты, как правило, не обращают особого внимания на прошлый негативный багаж учащихся, и для школьников открываются перспективы реального самоутверждения в совместных со старшим другом делах. Это дает возможность обнаружить и позитивно оценить те стороны личности школьника и его деятельности, которые не замечаются учителями и родителями.

Социальное партнерство позволяет на практике применить теоретические навыки, творческие и интеллектуальные способности молодых исследователей, создавать условия для реализации каждой индивидуальной личности. Не каждый социальный партнер, Вуз, способен к взаимодействию со школой. Но сегодня это важное слагаемое конкурентноспособности сферы образования и условие ее развития в эпоху рынка, интеграции и глобализации.

Система работы с одаренными предусматривает объединение ресурсов и создание единой системы по работе с одаренными детьми Нижневартовска и Нижневартовского района.

Важным социальным последствием реализации системы работы является выстраивание системы взаимодействия педагогов и руководителей учреждений образования, культуры и спорта, преподавателей высшей школы по проблемам обучения и развития одаренных учащихся.

Важным моментом является организация процедуры подведения итогов конкурсов в рамках организации мероприятий с интеллектуально одаренными и творческими учащимися. Процедуры оценивания должны быть основаны на идеалах гуманизма, объективности, гласности. Даже условия конкурсного соревнования должны обеспечивать условия для переживания успеха, поддержки самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности, создания условий для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию.

Выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми, особенно в условиях организации конкурсов исследовательских работ. Необходимо оптимизировать перечень и количество внешкольных мероприятий муниципального уровня, проводимых с интеллектуально одаренными и творческими учащимися с учетом реализации особых требований к организации мероприятий с интеллектуально одаренными и творческими учащимися.

Все конкурсные программы должны строиться на базовой идее – создаем условиядля проявления и развития способностей каждого ребенка, поддержки самоценности, успеха, для повышения мотивации к занятиям исследовательской и творческой деятельностью.

Проведение научных предметных конференций учеников общеобразовательных учреждений очень перспективная форма работы. Высокий интеллектуальный уровень одаренных учеников, их способность, а главное, желание продемонстрировать свои научные достижения - это основа потенциального преимущества такой формы перед другими. Если же совместить процедуру проведения ученической и студенческой научных конференций, организовав работу дополнительной секции, пригласить к участию в ней учителей, учеников и их родителей, то можно таким образом решать не только задачи обучения и профориентации, повышать престиж образования, но и способствовать выявлению и развитию молодых научных талантов.

ПРОБЛЕМА 1. Недостаточная развитость механизмов сетевого взаимодействия между одаренными учащимися, учителями, преподавателями вузов.

ПРОБЛЕМА 2. Отсутствие системы информационной поддержки педагогов, реализующих программы для одаренных детей.

ПРОБЛЕМА 3. Отсутствие банка программно-методических инновационных материалов, методик, технологий по работе с одаренными детьми.

Литература

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

2. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»

Просмотров работы: 2317