ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ СИМПТОМОВ КРИЗИСА СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ СИМПТОМОВ КРИЗИСА СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В отечественной психологии понятие кризиса возрастного развития было введено П.П. Блонским, который обратил внимание на особые – переходные – возрасты и обозначил их как «переходные возрасты» представляющие трудности в педагогическом отношении. Позже сущность кризиса и его содержательные характеристики описал Л.С. Выготский, отметивший, что именно в этот период развитие ребенка принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, а поведение ребенка характеризуется немотивированностью и неуравновешенностью. Впоследствии проблема кризиса не исследовалась как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Как отмечает К.Н. Поливанова, в любом учебнике по возрастной психологии кризисы рассматривались как нечто реально существующее, данное как бы изначально. [1]

Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Причиной его возникновения являются, по мнению Л.И.Божович, противоречия, которые могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях с взрослыми.

В возрастной психологии множество проблем, связанных с кризисами развития, требуют уточнения, одна из них — проблема симптоматики критических периодов. В детской психологии достаточно полно описаны симптомы кризиса подросткового возраста, кризис новорожденности и кризис трех лет. Как известно, Л.С. Выготский, анализируя симптомы кризиса трех лет, выделил и дал весьма полное описание семи основных симптомов: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм, ревность.

В современной психологии симптоматика кризиса трех лет дополнена рядом симптом , которые ранее не исследовались. Гуськова Т.В., в своей работе «Психологический анализ кризиса трех лет», выделяет следующие симптомы проявления кризиса: острая аффективная реакция на критику, игра с воображаемым объектом, негативизм, настойчивость в деятельности, острое переживание успеха в деятельности, предвидение конечного результата в деятельности, стремление к самостоятельности, своеволие, острая потребность в оценке взрослого, корыстное фантазирование, упреждение реакции взрослого на свои действия, демонстративное выражение чувств, избегание наказания с помощью вымысла, сопереживание настроению близких взрослых, злопамятность, острое переживание неудачи в деятельности, зависимость от собственных фантазий, хвастовство несуществующими достижениями, бескорыстное фантазирование, намеренная амбивалентность поведении, фантастическая мотивировка отказа взрослому, согласование намерений с интересами окружающих, внеситуативное отношение к малознакомым взрослым, хитрость и изворотливость.[4] Проблема же кризиса семи лет и по сей день является в психологии наименее изученной. С приходом в школу у ребёнка меняется ведущая деятельность. В семилетнем возрасте у ребёнка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

Л.С Выготский, характеризуя ситуацию развития «кризисного» ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, обращает внимание на такую негативную симптоматику этого периода как изменение внешнего поведения детей, которое становится вычурным, искусственным, манерным, немотивированным. Вслед за Л.С.Выготским симптоматику, связанную с трудновоспитуемостью, Л.И Божович описывает как раздражительность, конфликтность, капризность. К.Н. Поливанова выделяет такие черты поведения ребенка, как его непослушание, требовательность, упрямство, хитрость, чувствительность к критике и др. [2] Как видим, единого взгляда на проблему кризиса семи лет не существует . Обращает на себя внимание отсутствие работ, в которых анализируются особенности перехода к семилетнему возрасту в контексте симптомов кризиса трёх лет, которые не исчезают к семилетнему возрасту и затрудняют взаимодействие ребёнка и взрослого.

Целью работы явилось исследование влияния симптомов кризиса трех лет на симптоматику кризиса младшего школьного возраста.

Как показали результаты исследования симптоматики кризиса семи лет, осуществленного нами ранее («Симптоматика кризиса семилетнего возраста, как психологическая проблема»СеливерстоваМ.С.,Ботова К.А. ) у младших школьников обнаруживаются симптомы, характерные для кризиса 3-х лет, а именно:

Негативизм - непринятие действий, выражающихся в настойчивой, категорической просьбе исполнить что-либо. В период кризиса ребёнок начинает проявлять всю свою самостоятельность. Но он не готов принимать требования общества, потому что не осознаёт значимость этих требований для коллектива, общества и государства в целом.

Стремление к самостоятельности - положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью сделать что-то самостоятельно, без помощи взрослых. Школьник действует по собственной инициативе, он замечает необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах. Данный симптом помогает ребенку осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий, учит действовать осознанно, то есть стремиться к поставленной цели.

Острая потребность в оценке взрослого - С приходом в школу ребёнок ищет поддержку, которую он чаще всего находит в глазах учителя и у собственных родителей. Ребенок, сделав какое-либо действие, ждет обратной реакции со стороны взрослого. Это стимулирует ребенка на новые достижения. Необходимо отметить, что если школьник не получает оценки своих действий со стороны взрослых, чаще всего он начинает ненавидеть школу, что негативно скажется на дальнейшее его развитие.

Хвастовство несуществующими достижениями - черта, представляющая собой излишнее преувеличение своих достоинств, успехов и прочих качеств (иногда мнимых). Хвастовство характерно практически всем людям в детском возрасте. Сергей Иванович Ожегов в своем словаре определял Хвастовство, как — «Неумеренное восхваление чего-нибудь своего, своих достоинств». Следует заметить, что хвастовство в период кризиса невинно, потому характеризуется оно излишними эмоциональными реакциями ребёнка в этот период. Школьник сам настолько горд своими достижениями, что в какой-то момент может перейти грань и немного приукрасить свой результат.

Дальнейшие наблюдения за жизнедеятельностью Арины и Максима показали, что в первый год обучения в школе (возраст испытуемых 7 лет) у них проявляются и другие симптомы кризиса трехлетнего возраста это, например,

изворотливость – ловкость мышления , с целью любыми способами доказать свою правоту;

злопамятность – это затаившееся в душе обида, зло на человека, его действия.

Особенности проявления симптомов мы исследовали у детей семилетнего возраста Максима и Арины, учащихся Нижневартовских школ №2 и №31. Основным методом исследования служило наблюдение, результаты которого фиксировались в таблице.

.- Слабо выраженное проявление симптома;

..-

…- Ситуативно выраженное проявление симптома;

….-

…..- Ярко выраженное проявление симптомоа;

№ п/п

Ситуация

Симптом

Дома с родителями

Во время урока

На перемене

Частота проявления

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

1

Манерничанье

.

..

 

.

.

.

.

.

.

..

.

.

.

 

.

     

2

Кривляние

..

.

.

.

..

….

…..

.

..

.

   

.

.

.

….

.

..

3

Раздражительность

   

 

.

 

 

..

 

.

 

.

         

.

4

Конфликтность

   

.

   

..

.

 

.

   

.

   

…..

 

.

 

.

5

Капризность

…..

.

 

.

 

..

 

..

…..

.

 

.

       

.

 

6

Негативизм

.

.

….

 

.

.

..

..

.

 

.

 

.

         

.

7

Стремление к

самостоятельности

..

.

.

..

…..

.

.

.

..

.

..

.

.

.

..

8

Острая потребность в оценке взрослого

…..

..

..

.….

…..

..

.

..

…..

..

...

…..

     

…..

.

9

Хвастовство несуществующими достижениями

 

..

…..

 

….

.

..

…..

..

   

.

 

..

..

   

.

 

Арина

№ п/п

Ситуация

Симптом

Дома с родителями

Во время урока

На перемене

Частота проявления

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб

1

Манерничанье

….

 

…..

…..

.

.

..

..

.

.

..

 

.

.

.

.

2

Кривляние

 

….

…..

…..

….

 

….

..

.

.

.

..

.

..

 

….

3

Раздражительность

 

….

….

..

.

.

 

.

.

….

..

….

4

Конфликтность

..

..

..

.

.

.

.

.

.

..

..

….

….

5

Капризность

..

 

..

..

..

.

..

..

..

..

.

.

.

..

..

 

.

6

Негативизм

 

..

   

…..

.

..

..

.

.

..

.

..

7

Стремление к

самостоятельности

…..

….

…..

….

….

…..

…..

…..

…..

…..

….

…..

….

…..

….

8

Острая потребность в оценке взрослого

…..

…..

…..

…..

….

…..

….

…..

 

….

….

…..

   

 

….

9

Хвастовство несуществующими достижениями

.

.

.

.

 

..

.

.

..

..

.

 

..

 

.

.

.

 

…..

Максим

В результате исследования были выявлены сходства и различия в проявлениях симптомов семи лет у Арины и у Максима. Прежде всего следует отметить, что у Арины чаще всего проявлялись такие симптомы, как кривляние, конфликтность, капризность, негативизм, острая потребность в оценке взрослого, хвастовство несуществующими достижениями. У Максима- манерничанье, кривляние, негативизм, стремление к самостоятельности, острая потребность в оценке взрослого, хвастовство несуществующими достижениями. В то же время, такие симптомы как негативизм, стремление к самостоятельности, острая потребность в оценке взрослого, хвастовство несуществующими достижениями , которые присущи кризису 3-х летнего возраста, в период кризиса 7-ми лет проявляются ярче, чем симптомы кризиса семи летнего возраста, которые были выделены в психологии ранее.

Таким образом, решение проблемы диагностики кризиса семилетнего возраста возможна при условии теоретического обоснования влияния симптоматики кризиса трех лет на жизнедеятельность ребенка семилетнего возраста. Необходимо также глубокое исследование проявления симптомов у школьников с остаточными признаками симптоматики трехлетнего возраста и у школьников с проявлениями симптомов семи лет, описанными в детской психологии. У детей 6-7 лет возможно проявление и тех и других симптомов. Такое обоснование необходимо для разработки методов исследования симптомов кризиса, адекватных целям и задачам исследования.

Литература:

1) Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов : Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.– 184с.

2) Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет : Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога : Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.-М.:Издательский центр «Академия».,2003. – 96с.

3) Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. –– 368 с.

4) Гуськова Т.В. Психологический анализ кризиса трех лет:Дис.кан.псих.наук.-М:1988.

Просмотров работы: 2260