ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В АППЛИКАЦИИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В АППЛИКАЦИИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время происходят существенные изменения в системе дошкольного образования детей. Только за последние годы появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования дошкольников.

Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены пять направления развития ребенка» - одно из них художественно-эстетическое развитие. В новых ФГОС использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на развитие продуктивной деятельности детей [2].

Согласно Закону РФ «Об образовании» (раздел 2, статья 26) дошкольного образование в области искусств реализуется в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения[3].

Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться им как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать свое представление об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение – одна из важнейших задач развития изобразительного творчества.

Во все времена изобразительное искусство занимало особое место в различных видах деятельности ребенка. Важной задачей для ребенка является овладение композиционными умениями художественно-изобразительной деятельности. Знание и владение композиционными умениями должно закладываться с самого детства. Небольшой уровень овладения композиционными умениями в дошкольном детстве может повлечь за собой большие трудности последующего периода обучения изобразительной деятельности. Затруднениями для дошкольника являются композиционные поиски, это передача выразительности форм, пропорций, цвета и пространства.

Формирование композиционных умений имеет очень важное и ответственное значение. В основе изобразительной грамоты лежит композиция, которая может охватить практически любую изобразительную задачу. В изобразительной деятельности проявляются интересы ребенка и темперамент. Так же изобразительная деятельность тесно связана не только с психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием и воображением), но и с личностью в целом.

В энциклопедическом словаре юного художника содержится определение «Композиция (от лат.compositio- сочинение, составление, связывание, соединение частей в единое целое в определённом порядке) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением; расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое. Как правило, композиция строится на сопоставлении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных композиционных элементов. Помимо соподчинения, область композиции включает и выбор, состав таких элементов» [4, с. 334].

Важная роль отводится сюжету, основному компоненту композиционных отношений, так же основным компонентом в выборе композиции в подготовительной группе является стремление добиться глубокого изучения и познания мира, истории, культуры. Такой подход к теме делает интересным воплощение замысла ребенка в любой форме – натурной, исторической или сказочной. К 6-7 годам ребенок должен овладеть приемами создания художественного образа. Ребенок старается использовать выразительность линии, передает различные эмоциональные состояния, чувство и настроение, в этот период ребенок умеет создавать простейшие живописные композиции отражающие взаимоотношения и взаимодействия различных объектов.

Для того чтобы ребенок мог овладеть композиционными умениями воспитателю важно выбирать такие темы для будущих композиций, которые могут поспособствовать расширению кругозора ребенка и обеспечить освоение общекультурных ценностей, личностного миропонимания. В подготовительной к школе группе ребенок распределяет предметы по всей плоскости листа, соблюдая чувство равновесия и композиционной наполненности. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в реальном пространстве. Ребенок стремится к правдоподобию, точности и полноте изображения. Это заставляет избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Дети в своих сюжетных работах часто нарушают пропорции предметов, не замечая этого (например, фигура человека выше дома). В выразительном изображении форма служит средством передачи характера образа. Ребенок пытается добиться выразительности образа посредством изображения определенных поз, жестов и определенного расположения фигур. Для того чтобы ребенок мог создать эмоциональную и образную композицию ему необходимо научиться видеть в окружающей среде интересные для него события, персонажей и мотивы.

В подготовительной к школе группе дети могут графически моделировать более сложные отношения между реальными объектами. Композиция, форма и цвет является главными средствами выразительности образа в работах детей. Композиционный строй, ритм и цветовое звучание неразрывно связаны с жизненной почвой образов и являются выражением определенной мысли автора, которым и является ребенок.

Н.А. Ветлугина отмечает, что каждый ребенок обладает своим особым запасом впечатлений и наблюдений. Индивидуальные особенности жизненного опыта сказываются всегда на восприятии сюжетов. Это обстоятельство является источником неповторимости, оригинальности, своеобразия создаваемых образов. Интересно, сто, создавая образ целого сюжета, стремясь к полноте, правдоподобию изображения, ребенок выбирает, однако, самые характерные его признаки и особенности [1, с. 74].

Изучение уровня сформированности композиционных умений в аппликации, было осуществлено с помощью методики «Композиция» Ю.А. Полуянова.

Цель: изучить уровень сформированности композиционных умений в аппликации детей подготовительной к школе группы.

Материал: каждому испытуемому выдается: основа аппликации - листок толстой бумаги или картона, тонированных неяркими цветами, одинаковыми у всех испытуемых, каждый размером 12 см × 15 см или немного больше, но тех же пропорций; набор цветной бумаги из 15 разных цветов, каждый лист - размером около 5 см × 9 см (несколько таких же наборов цветной бумаги, но в листах большего размера находятся у экспериментатора на случай, если кому-либо из испытуемых потребуется лист тех же цветов, но большего размера); ножницы; клей; кисточка для клея; лист бывшей в употреблении бумаги для нанесения клея на силуэты; тряпочка для протирания наклеенных к основе силуэтов.

Задание:Детям предлагается придумать интересную картинку на свободную тему, изобразить какое-либо событие. Картинку каждый придумает сам - свою, а не такую, как у других. Испытуемые рассаживаются по одному на более значительном расстоянии друг от друга.

Экспериментом были охвачены дети подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «А» в количестве 26 человек

В ходе наблюдения и диагностического обследования нами были определены уровни формирования композиционных умений в аппликации у детей подготовительной к школе группы: низкий, средний, высокий, был проведен количественный и качественный анализ.

Таблица1.

Уровни композиционных умений детей

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Композиция

  • Работа располагается по всему листу

  • Соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов

  • Использует разнообразные способы выделения сюжетно-композиционного центра (цветом, размером, динамикой)

  • Работа располагается на полосе листа

  • Есть незначительные искажения в пропорциональности предметов

  • Использует некоторые способы выделения сюжетно-композиционного центра (цветом или размером, или динамикой)

  • Расположение на листе не продуманно, носит случайный характер

  • Пропорциональность разных предметов передано не верно

  • Не использует способы выделения сюжетно-композиционного центра

К высокому уровню сформированности композиционных умений в аппликации мы отнесли 15% детей, так как 4 ребенка (Диана У., Женя В., Рома Ж.) располагали свою работу по всему листу, соблюдали пропорциональность в изображении разных предметов.

К среднему уровню сформированности данного критерия было отнесено 23% детей, т.к. 6 дошкольников (Артем З., Ева О., Данил Я., Катя У., Митя Я., Лиана Ю.), их работы располагается на полосе листа, есть незначительные искажения в пропорциональности предметов. При изготовлении аппликации Лиана Ю. и Ева О. допускали ошибки, их работы располагались не по всей поверхности листа, а лишь на полосе. Митя Я., Артем З. и Катя У. допускали не значительные искажения в пропорциональности предметов.

К низкому уровню сформированности исследуемого критерия нами было отнесено 62% детей, т.к. 16 детей, у которых композиция на листе представлена не продуманно, носит случайный характер, пропорциональность разных предметов передано неверно. При изготовлении аппликации Ярослав С., Ульяна Х., Саша Х. и другие дети, имеющие низкий уровень композиционных умений постоянно путались в создании изображения. Так, Ярослав К. путал место расположения детали, а вот, например, Даша Л. в хаотичном порядке располагала формы на поверхности, её работы было очень сложно назвать композицией. Другие дети, имеющие низкий уровень сформированности композиционных умений постоянно путались в создании изображения.

Полученные данные можно представить в гистограмме.

Рис 1. Результаты сформированности композиционных умений

Исходя из результатов обследования, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, мы пришли к выводу, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы по формированию композиционных умений. Анализ современных подходов к решению задачи формирования композиционных умений дошкольников свидетельствует о необходимости реализации технологии формирования композиционных умений детей подготовительной к школе группы..

Список литературы

1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. -М., 1972.

2. ФГОС ДО (утв. Приказом МОиН РФ от 17 ноября 2013 г. №1155 //Российская газета, Федеральный выпуск, 25 ноября 2013. №;6241

3. ФЗ «об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-фз. Режим доступа: http://www.Edu.Ru/abitur/act.30/index.Php#tabl_conts

4. Энциклопедический словарь юного художника./Под ред. И.И.Платоновой, В.Д.Симонова/. -М., 1983.

Просмотров работы: 3908