ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс социализации личности ребенка-дошкольника неразрывно связан с познанием окружающего мира и прежде всего мира взрослых. Знания о социальных явлениях, одним из которых является труд, призваны сыграть ведущую роль в становлении личности дошкольника.

Исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых проводились разными авторами. Так, В.И. Логинова разработала программу формирования системных знаний о труде взрослых, в основе которой лежало понятие о труде, структуре трудового процесса. М.В. Крулехт подчеркивала, что формирование системных знаний о труде взрослых предполагает формирование у детей знаний о направленности, содержании и структуре конкретных трудовых процессов и обобщенных знаний о построении трудового процесса вообще [1]. Формирование представлений о труде является основой для освоения этих же трудовых процессов детьми.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях и взаимодействии людей друг с другом является необходимым элементом их подготовки к сюжетно-ролевой игре и обогащения ее содержания. Оно происходит как в процессе непосредственно организованного обучения, так и в повседневной жизни.

В современных образовательных программах для дошкольников значение отводится формированию представлений о труде взрослых. Так, в программе «Детство» организация образовательного процесса способствует формированию представлений о труде взрослых через организацию образовательных ситуаций в природе и хозяйственно-бытовом труде. Решение задач предусматривает наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д. [2]. Одним из эффективных средств решения задач формирования представлений о профессиях являются дидактические игры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит играя, а дети, играя, учатся.

Игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Проводя с детьми дидактические игры, направленные на формирование представлений о профессии, осуществляется систематизация знаний о мире труда и профессий.

В. И. Логинова, П. Г. Саморукова выделили ряд критериев и показателей сформированности у старших дошкольников представлений о профессиях у детей дошкольного возраста:

  1. Полнота (или объем знаний) – многообразие профессий и их сторон;

  2. Существенность знаний – выделение существенного в профессиях;

  3. Общность знаний – выявление общественной значимости каждой профессии, объективных связей между профессиями (отражается в обобщенных представлениях, элементарных знаниях);

  4. Системность знаний – познание обобщенной структуры трудового процесса; ее целостное рассмотрение, воспроизводящее содержание и структуру любого трудового процесса.

В таблице 1 они представлены более конкретно.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности представлений о труде взрослых у старших дошкольников

Критерии

Показатели

Полнота (или объем) соответствия программе

Характеризует определенный объем знаний, т.е. меру соответствия знаний некоторому эталону, образцу

  • Отсутствуют;

  • Разрозненные, неполные;

  • Соответствуют эталону.

Обобщенность

Владеет определенными понятиями, которые характеризуют профессии

  • Отсутствуют;

  • Владеет некоторыми понятиями, но не всегда способен к обобщению;

  • Владеет, способен к обобщению.

Доказательность

Степень осмысленности и понимания усвоения знаний, умений доказывать, аргументировать свои ответы, умений приводить примеры из своего опыта

  • Отсутствуют аргументы;

  • Иногда прибегает к оперированию причинно-следственными связями;

  • Владеет причинно-следственными связями.

Гибкость

Умение оперировать знаниями в новых условиях, находить новые способы решения в практических жизненно значимых ситуациях

  • Отсутствуют;

  • Частично решает ситуации, трудности а на хождении новых решений;

  • Свободно решает ситуации, находит новые способы решения.

В многочисленных исследованиях по дошкольной педагогике разработаны разнообразные методики выявления знаний детей о труде взрослых (В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, С.Ф. Сударчикова, Н.М. Крылова и др.). Для выявления уровней сформированности представлений о профессиях используются разные методы исследования. Это беседы, анализ продуктов деятельности, наблюдение, диагностические задания [3].

В младшей группе при выявлении знаний о труде требуется определить, различают ли дети трудовые и нетрудовые процессы, видят ли направленность конкретных трудовых процессов на результат, могут ли с помощью вопросов взрослого выделить компоненты (цель, мотив труда, предмет труда, инструменты, трудовые действия, результат труда) в простейших трудовых процессах, которые дети неоднократно наблюдали.

Для выявления знаний проводится индивидуальная беседа с ребенком с использованием картинок. Расскажи, что мама, (папа) делает дома? Отбери те картинки, где человек работает, трудится. Расскажи, как Н.А. (воспитатель) шила шапочку для куклы (лепила мисочку для мишки, делала лодочку и пр.)? дополнительные вопросы: Что Н.А. задумала сделать? Зачем? из чего шила (лепила, делала лодочку)? Какие инструменты были нужны для работы? Что сначала сделала, что потом? Что получилось? для чего сшили шапочку (слепили мисочку, сделали лодочку)?

В средней группе важно выяснить, понимает ли дети общественную значимость труда сотрудников детского сада (няня, повар, дворник), знают ли названия данных профессий, трудовые процессы, выполняемые детьми людьми (направленность, содержание, структура).

В индивидуальной беседе с ребенком целесообразно показать картинки с изображением няни, повара, дворника, врача, продавца, задать следующие вопросы: Кем работает эти люди, как ты догадался? Кем paбoтает (имя, отчество няни, повара)? Что делает няня (повар) в детском саду? Зачем нужна няня (повар, дворник) в детском саду? Предложить рассказать о любом трудовом процессе няни или повара: Расскажи, как няня моет посуду (как повар жарит блины)?

В старших группах необходимо выяснить, осознают ли дети общественную значимость труда людей разных профессий (строителя, работники почты, ателье, транспорта, сельского хозяйства и т.д.) и взаимосвязи различных видов труда; сформировано ли обобщенное представление о роли машин в труде (ускорение процесса получения результата груда, улучшение его качества, облегчение труда человека), обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязей между его компонентами.

Используя наборы картинок о труде взрослых, воспитатель проводит индивидуальную беседу с ребенком по следующим вопросам: Люди каких профессий работают на стройке (в ателье)? Расскажи, что делает каменщик (плотник, маляр)? Почему настройке много строителей? Какие машины нужны на стройке? Зачем они нужны? Откуда, хлеб в городе? Расскажи, как его выращивают? Какие машины нужны, чтобы вырастить хлеб? Откуда колхозники (фермеры) получают машины? Зачем люди работают в городе и в деревне? Для чего все люди работают? Что будет, если люди перестанут работать?

Количественный и качественный анализ полученных данных дает воспитателю возможность получить полную картину результативности работы по трудовому воспитанию.

Литература:

1. Крулехт М.В. Трудовое обучение как средство формирования знаний о труде и трудовых умений у детей дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста / Под ред. Т.И. Бабаевой. Л., 1987.

2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. СПб., 2011.

3. Крулех М.В. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности. СПб., 2002.

Просмотров работы: 9755