НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОСНОВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОСНОВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ведущей познавательной деятельностью дошкольников и ведущим методом экологического воспитания является наблюдение, как целенаправленный процесс восприятия объектов и явлений окружающего мира с их связями и зависимостями при непосредственном контакте с природой и социокультурным окружением. Наблюдение - главный способ развития у дошкольников субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением и сенсорных представлений, являющихся основой образного и логического мышления.

Как специфически познавательная деятельность наблюдение складывается в дошкольном возрасте. Под руководством взрослых дети овладевают разными видами наблюдения. В ходе этих наблюдений решаются познавательные задачи разного характера (ознакомление со свойствами предметов, характерами явлений, установление изменения или развития предмета, установление состояния предмета, определение картины целого по части или стороне предмета или явления и т. д.).

Наиболее простым и  генетически первым является наблюдение с целью ознакомления с предметом или явлением - установление его качеств и свойств. К такому наблюдению прибегает ребенок, когда рассматривает предмет в связи с предстоящей деятельностью или при ознакомлении с ранее неизвестным предметом.

Восприятие составляет основу такого наблюдения. Однако направление анализа, который осуществляется на сенсорном уровне (предмет осматривается, ощупывается) зависит от цели наблюдения, от степени ее осознанности. С помощью мышления происходит отбор способов обследования. Выделяемые в ходе восприятия свойства и качества сравниваются друг с другом, со свойствами и качествами других предметов. В результате наблюдения формируется целостный образ предмета или суждение о нем. При этом большое значение имеет планомерность наблюдения - последовательный переход от анализа одной стороны наблюдаемого объекта к другой, переход от анализа к обобщению. Эта планомерность также функция мышления. В ходе наблюдения активно используется слово. В речевой форме осуществляется постановка задачи наблюдения, слово выступает как инструмент анализа и выражения результата наблюдения. В процессе наблюдения активно участвует и память - при сравнении, отборе способов обследования, при обобщениях ребенок использует имеющиеся у него представления. Таким образом, наблюдение захватывает основные познавательные процессы, которые развиваются при его формировании.

В условиях целенаправленного обучения деятельность наблюдения у детей дошкольного возраста достигает высокого уровня развития.

Ее совершенствование идет по нескольким направлениям: расширяется объем; деятельность становится целенаправленной и планомерной; ребенок не только принимает задачи, поставленные взрослым, но сам начинает выдвигать их; совершенствуются способы восприятия; в ход наблюдения начинает включаться элементарное экспериментирование; более глубокими становятся результаты - от представлений ребенок переходит к суждениям, умозаключениям, формированию элементарных понятий; все большее число видов наблюдения осваивается ребенком. При этом перед взрослым стоят две задачи: развивать у ребенка деятельность наблюдения и наблюдательность и использовать сложившееся наблюдение для планомерного ознакомления с окружающей жизнью.

Таким образом, наблюдения детей в природе и социокультурном окружении являются основным видом познавательной деятельности в дошкольном возрасте.

Просмотров работы: 1617