СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Навыки хорошего чтения необходимы человеку для своего роста и развития, для благоприятного и комфортного существования в обществе. Поскольку большая часть информации передается письменным путем. Чтение выступает средством приобретения знаний. Сформировать навык правильного, сознательного и выразительного чтения – является первостепенной задачей обучения в начальной школе. От уровня сформированости этого навыка во многом зависит успех ребенка в других видах учебной деятельности.

Чтение — это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации. 3

В процессе формирования навыка чтения выделяют 3 этапа:

  1.  
    1.  
      1.  
        1.  
          1.  
            1.  
              1. Аналитический. На этом этапе ребенку приходится затрачивать большие усилия на то, чтобы распознать гласную, соотнести её со слогом-слиянием, озвучить каждый увиденный графический слог.

              2. Синтетический. На этом этапе восприятие, произнесение и осмысление происходят одновременно. Ребёнок начинает читать целыми словами.

              3. Автоматический. На этом этапе техника чтения доведена до автоматизма. Для того, чтобы довести навык чтения до автоматизма учитель должен:

  • Проводить упражнения в чтении каждый день.

  • Подбирать текст для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями.

  • Вести работу по предупреждению ошибочного чтения.

  • Организация чтения про себя [1].

В процессе обучения детей чтению целесообразно использовать разнообразные приемы совершенствования техники чтения:

Жужжащее чтение. Это вид чтения, при котором все учащиеся читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не отвлекать друг друга, при этом каждый читает в своем темпе. Можно начинать любой урок с того, что дети открывают книгу и читают в данном режиме в течении 5 минут [4].

Щадящее чтение. Ребенок читает несколько строчек, после чего следует небольшой отдых. При этом ребенок не утомляется [3].

Совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задаётся учителем или хорошо читающим учеником [5].

Многократное чтение. Поскольку у всех детей разный темп чтения, лучше использовать в качестве ориентира - время. Суть этого приема заключается в следующем: учитель засекает время и предлагает учащимся в течение этого времени читать текст, по истечении времени каждый ученик фиксирует, место до которого он дочитал. После чего следует повторное чтение данного отрывка. Ученик снова фиксирует место, до которого он успел дочитать. Результаты сравниваются [3].

Далее читаем в темпе скороговорки тот же отрывок. Здесь уделяется особое внимание к четкости произношения слов. Длительность упражнения не более 30 секунд.

Затем текст читается выразительно. Учащиеся читают прочитанную ранее часть текста до конца, но учитель не останавливает. Они переходят на незнакомую часть, при этом ребенок продолжает читать в том же темпе, что и до этого читал известный ему отрывок.

Чтение с карточек. На карточках записываются слова, печатными буквами и крупным шрифтом. Карточки демонстрируются учащимся. Данный способ позволяет увеличить скорость чтения из-за исключения движения глаз по строке. Более того, быстрая демонстрация карточек способствует подавлению проговаривания слов про себя, что тоже увеличивает скорость чтения [1].

Скочкообразное чтение. Под счёт преподавателя, дети фиксируют взгляд на начале, середине и конце строки. Таким образом, прочитывается абзац. Детей спрашивают, что они запомнили. Данное упражнение позволяет расширить зону восприятия текста учащимися [7].

Очень важно читать перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Для успешного развитие навыка чтения, необходимо развивать и оперативную память. Часто ученик, читая текст, забывает то, о чем писалось ранее, поэтому он не может уловить смысл текста. Делать это можно с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко.

Существует 18 наборов, в каждом из которых 6 предложений, каждое предложение длиннее предыдущего на 1 букву.

Например:

Набор 1: Предложения

Кол-во букв

Тает снег.

8

Идет дождь.

9

Небо хмурое.

10

Коля заболел.

11

Запели птицы.

11

Поле опустело.

12

Набор 2:

Предложения

Кол-во букв

Трещат морозы.

12

Я ищу землянику.

13

В лесу росла ель.

13

Наступила осень.

14

Дни стали короче

14

В лесу много берез.

15

6 предложений из одного набора выписываются на доске и завешиваются листом бумаги. Затем лист опускают вниз на одно предложение. Детям даётся определенное время на запоминание. Обычно это 4-7 секунд. По истечении времени предложение стирается и предлагается записать его в тетради. И так все 6 предложений.

Если многие ученики не запомнили предложения, то на следующий урок набор предложений повторяется. В среднем на работу с 1 набором уходит 5-8 минут. На работу с 18 наборами уходит примерно 2 месяца. За 2 месяца оперативная память развивается настолько, что учащийся уже может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8-9 слов [6].

Так же полезно выполнять следующие типы упражнений:

  • Читать перевернутые слова, читать зеркально отображенные слова (все слова лучше печатать). Это помогает улучшить навык определения букв;

  • Вставлять в слова пропущенные буквы вместо точек;

  • Решать анаграммы;

  • Делать упражнения на дыхание и развития артикуляционного аппарата.

  • Делать упражнения, развивающие оперативное поле чтения. Например, чтение пирамидок:

Бури

Ветры

Ураганы

Разыграйся

Заморозить

Выхолаживая

  • Читать с помехами, т.е чтение текста под звуки метроном или под счет [3].

Также необходимо развивать интерес к чтению. Вот некоторые приёмы:

  • Можно прервать рассказ или чтение на самом интересном для ребенка месте и предложить ему дочитать самостоятельно.

  • Нужно выявить склонности и интересы ребёнка и ненавязчиво предлагать ему литературу на интересную ему тему [2].

Необходимо не забывать о том, что способности гораздо легче и быстрее развиваются в доброжелательной и благоприятной среде. Школьнику важно ощущать моральную поддержку учителя, слышать слова одобрения. Литература

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. Педвузов, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.

  2. Гольдин З.Д. Учебное моделирование орфоэпического чтения: Книга для учителей и родителей.- М.: Новая школа, 1997. – 127с.

  3. Львов. М.Р. Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений, М.: Академия , 2000. 464с.

  4. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя – М.: АРКТИ, 2001. – 160с.

  5. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов, М.: Просвещение, 1979. — 431 с.

  6. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980.

  7. Яковлева В.И. Пути совершенствования уроков чтения. //Начальная школа. – 1996. №6

Просмотров работы: 1664