ИЗУЧЕНИЕ МИФОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИЗУЧЕНИЕ МИФОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В начальной школе литературное чтение дает возможность ученикам практически освоить духовный опыт поколений, вырабатывает собственную точку зрения на многие вещи, воспитывает уважительное отношение к другим людям, развивает творческое воображение, мышление. Поэтому в начальной школе важно изучать мифологию в школьном курсе литературы. Как точно подметил А.Н. Афанасьев «Миф есть древнейшая поэзия, и как свободны и разнообразны могут быть поэтические воззрения народа на мир, так же свободны и разнообразны и создания его фантазии, живописующей жизнь природы…» [1, с .43].

Анализ программ по литературному чтению: Школа 21 века автор Н.Ф. Виноградова; Школа 2100 авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев; Перспектива авторы Л. Ф. Климанова М. В. Бойкина и Школа России авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова показал, что только лишь в одной программе автора Н.Ф. Виноградовой в 4 классе отводится 2 часа на изучение мифов народов мира. В начальной школе изучаются: древнегреческие мифы: «Арион», «Дедал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце» и древнеиндийские мифы «Творение». Анализ мифов в начальной школе весьма разнообразен. При анализе особую значимость имеет литературно-методический анализ текста мифов учителем при подготовке к урокам. Прежде чем преподносить материал ученикам педагог должен понять произведение как читатель и быть готовым вести диалог по прочитанному произведению.

Л.А. Никитина и С.П. Зарубина дают точное определение литературно-методическому анализу. Они пишут, что это лаборатория исследовательской деятельности учителя: понятие жанра (вычленение жанрового своеобразия) и возможность изучения учениками, установление специфики композиции и средств, их раскрывающих, «видение» образной системы и способов их создания, понимание авторской позиции и еe представление в тексте, открытие языкового разнообразия произведения, его стилистической окрашенности. При литературоведческом анализе текста художественного произведения учитель дает ответы на вопрос: Зачем? Методическое прочтение текста – поиск ответов на вопросы: Как организовать прочтение художественного произведения и почему именно таким образом? Каким образом и что непосредственно можно выяснить с детьми, рассматривая композицию, жанровое своеобразие произведения? Какие вопросы помогут организовать понимание детьми авторской позиции? Что поможет детям выявить образы и средства, их создающие? Как вовлечь детей в процесс общения с текстом художественного произведения? Как обеспечить условия на уроке, когда произведение будет «звучать» в речи ребенка, тем самым, обогащая и формируя ее [3, с.33].

В четвертом классе на уроках литературного чтения Г.И. Ковалева при чтении «Мифы Древней Греции». «Арион», «Икар и Дедал» предлагает организовать чтение мифов таким образом, чтобы познакомить учащихся с содержанием и воспитательным значением древнегреческих мифов и привить интерес учащихся к произведениям фольклора. На первом уроке учитель предлагает рассмотреть разворот в учебнике, где записана тема раздела и обозначен жанр, школьники ставят перед собой цели узнать: Что такое миф? Зачем авторы учебника предлагают нам их изучать? Почему раньше мы не читали и не говорили о них? В чем трудность их изучения? С какими жанрами похожи мифы? Кто герои? Как отличить мифы от других жанров? Какие народы, кроме греков, сочиняли мифы? В чем философия мифов? Какие виды творческих работ мы можем выполнить с мифами? После постановки целей учитель дает определение понятия миф.

Миф не основан на реальных фактах, его герои существа сверхъестественные. Это говорит о том что, это - истории выдуманные.

С помощью мифов можно понять местные традиции или явления природы. Мифы - это народные сказания о героях из легенд, древних божествах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки. Не стоит забывать, что при чтении мифов, мы обращаемся к истории Древней Греции или Римской империи.

На этапе постановки вопроса, в какой стране впервые появляются мифы. Учитель заинтересовывает учащихся, обращаясь в историю о том, что есть на свете чудесная страна Греция, но так называем её мы, а сами греки называют ее Элладой. Таким образом представляли ее древние греки свою страну. Обращаясь в историю, учитель сообщает о том что, раньше в древние времена это было огромное государство. Много веков назад трудолюбивые жители Эллады создавали чудесные города – Афины, Микены, Тиринф, Спарту, Фивы. Народы Европы считают себя потомками и наследниками великой эллинской культуры. Существует и другое наследие от этого трудолюбивого народа. Это мифы о всемогущих богах и великих героях, созданные много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни. Также предлагается просмотреть с детьми видеофильм «Дедал и Икар»- это лучше всего сделать после прочтения изучаемого текста. В качестве закрепления можно использовать чтение по ролям, инсценирование понравившегося отрывка из мифа.

Для расширения кругозора учащихся, имеются разработки знакомства учащихся с мифологией предков русского народа, их верованиями и представлениями о нравственности [5].

К сожалению, мифы древних славян и руссов, заселивших восток Европы, не сохранились, что осложняет знакомство с ними.

С принятием христианства, по повелению князя Владимира в 988 году, были запрещены древние языческие боги, деревянные идолы, стоявшие в капище (так назывался русский Пантеон) на берегу Днепра, которые вскоре в Киеве были сброшены в реку.

В связи с тем, что у славян не было письменности, славянские мифы передавались из уст в уста, то есть устно. Но они были запрещены и постепенно забывались народом.

Но остались живы сказания духах – хозяевах леса, воды, поля, дома. До сих пор русский народ, особенно люди, проживающие в деревне, являющиеся более близкими к народной культуре, верят в духов-хозяев, леших, домовых, русалок и прочих. Вера в приметы является остатками языческих представлений.

В наше время актуально знать русским детям о жизни и верованиях наших предков. Следы этих верований остались в языке, и сохраняют нравственные представления народа.

Изучение славянских мифов идёт таким же образом, как и изучение древнегреческих мифов. Знакомство учеников с родословным деревом древних славян, имеет очень важный момент, это составление учеником родословного дерева своей семьи. Такое задание привлекает к выполнению родителей, дедушек и бабушек, что очень важно в воспитательном отношении.

Более глубоким осмыслением литературных жанров и глубинным, на уровне подсознательных законов, духовных архетипов, усвоением их станет установление связей внутри произведения (между героями, героями и сюжетом, символикой) и между разными произведениями.Кроме этого, учащиеся приобщаются к нравственным законам жизни, происходит формирование основных жизненных ориентаций [4, с.53].

Мифы отражают национальную культуру, а знание ее важны для нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Правильно заметила О.А. Вдовина «В мифе как первом явлении культурной истории человечества заложена образная система художественных произведений, найдены основные типы конфликтов и героев, поэтому включение мифологии в школьный курс позволяет проследить историю развития литературы и выявить ее специфику»[1,с.167].

Литература

  1. Вдовина О.А. Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук/О.А.Вдовина.- М.,2003.- 167с.

  2. Минералова И.Г. Детская литература [Текст] / И.Г.Минералова.-М.: ВЛАДОС, 2002.-43 с.

  3. Никитина Л.А. Исследовательская деятельность учителя при подготовке к уроку литературного чтения [Текст] / Л.А. Никитина //Стандарты и мониторинг в образовании.-2011. -№ 2. - С. 32–35.

  4. Никитченков А.Ю. Русские народные мифологические рассказы как материал для литературного чтения [Текст] / А.Ю. Никитченков // Начальная школа. – 2005. -№ 7. -С.51-57

  5. Информационный сайт [http://nsportal.ru]: план конспект по литературному чтению 4 класс по программе Школа 21 века автора Н.Ф. Виноградова – Электрон. ресурс –Таганрог: МОБУ СОШ №37,2012.- Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/mify-drevnei-gretsii

Просмотров работы: 4419