ОПЫТЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ, ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ И РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОПЫТЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ, ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ И РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В начальной школе при изучении предмета естествознания важное место занимают практические методы. Практические методы способствуют более глубокому изучению предмета, объектов и явлений природы. Применяя их у учеников, включаются различные виды деятельности в процессе усвоения новых знаний. К практическим методам относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов (эксперимента), работы по определению и описанию объектов, работы с природоведческими приборами, практические работы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке [1, с .114].

Более подробнее остановимся на опытах по естествознанию в начальных классах. Актуальность темы показать значение опытов в начальной школе на уроках естествознания. Опыт - это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях и выяснения из многократного комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора [1, с.120]. Опыты делятся на демонстрационные, выполненные учителем, и лабораторные, выполняемые учащимися. Последним отводится особое место. Они предполагают деятельность всех учащиеся, если даже задания будут групповые или парные и пр. [1, c.111]. Опыты проводятся под руководством учителя. Учитель перед проведением опыта готовит необходимое оборудование, необходимые предметы для опыта. Не стоит забывать о том что, перед проведением опыта следует заранее его провести и определить форму работы: по группам или индивидуально.

Существуют различные варианты проведения урока по окружающему миру в 1 классе на тему: «Органы чувств человека». И. А. Ланбина предлагает следующий вариант урока по программе «Перспектива» авторами которой являются Л. Ф. Климанова М. В. Бойкина.

На уроке после приветствия следует постановка темы и целей урока. Перед проведением опыта учитель говорит и раздает памятки об основных правилах поведения. И переходит к проведению лабораторных опытов. Первый опыт: На столах каждой группы лежит непрозрачный мешочек с предметами, которые ученики должны определить на ощупь. Работа выполняется в группах.

Второй опыт: На столе стоят 2 стакана с водой. Ученики определяют, в каком стакане вода теплая и вода холодная. Ученики приходят к выводу о том что, кожа человека, помогает нам узнать предмет, даже если мы его не видим, определить температуру, прикосновение. Кожа – орган осязания.

Третий опыт: На каждый стол поставить поднос, на котором - баночки с дольками лука, чеснока, апельсина, яблока. Ученики обсуждают полученные результаты, они рассказывают о предметах, которые им удалось узнать по запаху. Делают вывод: Нос – орган обоняния.

Четвертый опыт: На 1 стол поставить поднос с одноразовыми стаканчиками , в которых налит чай, на 2 – яблочный сок, на 3 – вода питьевая. Далее идет обсуждение результатов. Ученики приходят к выводу о том, что язык – орган вкуса.

Пятый опыт: Ученики закрывают глаза, учитель хлопает в ладоши, открывает и закрывает дверь, включает тихую музыку. Учитель задает вопрос: Какой орган чувств вам помог услышать звуки и определить их? Ученики приходят к выводу о том что, ухо – орган слуха. Далее идет серия опытов подтверждающих при помощи, каких органов чувств человек познает окружающий мир.

Серия опытов имеет образовательное, воспитательное и развивающее значение. Образовательное значение – повторить и закрепить понятия «органы чувств», выяснить практическим путем, при помощи каких органов чувств мы познаем окружающий мир; воспитательное значение - воспитание интереса к познанию мира [2].

Развивающее значение - развитие практических навыков, наблюдательности.

Халевина Н.П. предлагает предметный урок по теме: «Вода и ее свойства» в 3 классе. В начале урока после повторения пройденного материала, ученикам задается проблемный вопрос, на который должны ответить ученики. Опыты проводятся учителем.

Первый опыт связан с переливанием воды из одного стакана в другой. После демонстрации учитель задает вопросы: Что произошло с водой? Какое свойство вы обнаружили? Ученики фиксируют результаты опыта: вода текуча, находится в жидком состоянии.

Второй опыт: Один ученик пробует воду на вкус (из домашнего стакана). Ученики приходят к выводу, что вещество не имеет вкуса.

Третий опыт: Определение цвета воды при помощи цветных полосок. Ученики фиксируют, что вода бесцветна. Далее учитель проводит опыты, чтобы учащиеся сделали вывод о том что, вещество не имеет запаха и не имеет формы[2].

Данные уроки объединяет, то что ученики сами открывают для себя знания. Можно сделать вывод о том, что опыты - важнейший вид работы по предмету естествознание в начальной школе, который способствует решению следующих задач: знакомство с методами изучения окружающего мира; воспитание интереса к познанию мира; формирование самостоятельной познавательной деятельности; формирование основ экологической культуры.

Литература

  1. Пакулова В.М. Методика преподавания природоведения.[Текст] / В.М.Пакулова, В.И Кузнецова - М.:Просвещение, 1990. - С.110-120

  2. Информационный сайт [http://nsportal.ru]: планы конспектов по окружающему миру в 1 и 3 классе по программе «Перспектива» автор И. А. Ланбина и Н.П. Халевина. – Электрон. ресурс –Таганрог: МОБУ СОШ №37,2012.- Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/mify-drevnei-gretsii

Просмотров работы: 11010