ТЕХНОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ СКАЗОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТЕХНОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ СКАЗОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С ранних лет, в каждом ребенке нужно воспитывать любовь к своей земле, к своей стране, народу, его приветливой мудрости, разнообразной и богатой культуре – искусству и фольклору.

Знакомство ребенка со своей культурой помогает ему лучше почувствовать и понять родную землю, ее национальные традиции, обычаи, а чтобы лучше понять и осмыслить культуру своего народа, ребенок, прежде всего, должен познакомиться с народными сказками.

Знакомство детей со сказкой происходит в раннем возрасте, когда они еще не умеют, не говорить, не писать, а все лишь лопочут. Самое первое знакомство ребенка происходит с народными сказками, такими как Колобок, Курочка Ряба, Теремок.

Каждый ребенок в детском возрасте пытается брать пример с взрослого, т.е. пытается подражать ему: быть умным, добрым, сильным, отзывчивым, красивым. А сказка всего лишь помогает ребенку осуществить самые сокровенные желания. И воплощаются мечты лишь в сказочном мире, в котором ребенок сочувствует или сопереживает героям, когда слушает или рассказывает свой придуманный вариант волшебного мира.

Сказка, дает необходимую палитру переживаний, зарождает необычное явление, ни с чем уподобляющим настроением, она как бы создает добрые и нежные чувства. Сказка способствует возрождению духовного опыта нашей культуры, традиции и обычаи нашего народа - она поучает нас честности, доброте, ответственности, справедливости. «Сказка,- писал В.А.Сухомлинский,- неотделима от красоты... Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. »[1, с. 90].

Ребенок не только познает волшебный мир сказки, но и отзывается на происходящие события, и выражает свое чувство и отношение к добру и злу. В сказке извлекаются первые представления о честности и нечестности.

Сказки обычно заманивают нас своим мелодичным языком, особым стилем речи, композицией. Недаром любитель сказок, выдающийся А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» [2, с.5]. Благодаря волшебному миру сказок у ребенка формируется такие способности как эмпатия и гуманность, без которой человек не является человеком. Так как главная цель сказочников состоит в том, чтобы воспитать в ребенке гуманность, т.е. способность сопереживать другому человеку, радоваться счастью другого, и волноваться за несчастья чужого.

Для современных педагогов особенно важна проблема общеэстетического воспитания детей на материале сказок. Сказка, как зеркальное отражение мира требует от ребенка своеобразных качеств понимания: чувства изобразительного слова, творческого мышления и восприятия внутренних мотивов поведения литературных героев. Все эти характерные черты в своей общности предполагают особый образ восприятия - эстетический. Эстетическое восприятие формируется с художественной литературой, поэтому особенно важно целесообразно продумать форму и методы работы со сказкой с самого начала при ознакомлении ребенка с литературой.

В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки В.Г.Белинский писал: «Пусть в сказке все говорит само за себя». [3, с.162-163].

Ребенок без посторонней помощи определяет основную мысль сказки: где добро всегда побеждает зло. И уже после первого прочтения, читатель воспринимает и выражает свои чувства: симпатии или антипатии к героям произведения.

Основная задача учителя при анализе сказок – в оказании помощи учащимся увидеть мельчайшие признаки этого жанра. В кумулятивной сказке – это процесс событий, явлений или героев, связанных между собой в цепочке звеньев, последовательные действия которых выстраиваются друг за другом. В волшебной сказке – это особенность композиции пространства, присутствие двух миров и рамка между ними, непременный переход к персонажам этих границ «вперед» и «назад» и в завершении сказки, происходит перерождение главного героя. В бытовой сказке - это быстрый переход точек зрения, поэтому желательно отобразить схематично структурные элементы героев и событии, которые привели к развязке сказки.

При чтении волшебной сказки учитель дает самостоятельное задание, например, начертить схематично маршрут путешествия главного героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой используется пересказ с изменением лица рассказчика. Не менее важно научить ребенка отличать сюжет сказки от приема ее рассказывания. Поэтому при анализе работы со сказкой выделяются следующие сказочные формулы:

Инициалы сказки начинается со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве…, Жили- были…».

Продолжение сказки: долго ли, коротко ли…,«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Финал сказки заканчивается словами: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…» [ 5, с 67 ].

Работая над сказкой Г.Н. Волкова, предлагает использовать разнообразные формы и методы:

Рассказывание сказок – процесс описания, или повествования сказки через передачу своих чувств эмоций.

Постановка сказок - проявление своих творческих способностей.

Обсуждение поведения сказочных героев.

Проведение игровых и тренинг – сказок.

Проведение различных конкурсов по сказкам.

Выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое [4, с. 130].

По мнению Г.Н. Волкова, верно, если при подготовке к инсценировке сказки учащиеся сами выберут ее музыкальное сопровождение, распределят между собой роли. «Примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им делают еще более близкими и понятными проблемы персонажей даже давно и хорошо известных сказок [4, с. 125].

Огромный мир сказок представлен народными и литературными - авторскими произведениями. Среди них - волшебные, бытовые, сказки о животных.

Волшебные сказки – сказки, которые основаны на волшебстве, фантазии. В них участвуют вымышленные герои, волшебные предметы, случаются чудеса и перевоплощения. А концовка сказки заканчивается победой добра над злом.

Бытовые сказки – повествование о повседневной жизни людей, действие разворачиваются в привычной реальности, взаимоотношение людей между собой. Характерные черты бытовой сказки: сатирика - бытовые, социально- бытовые и др. Бытовая сказка включает более важные компоненты социальной и моральной критики.

Сказки о животных – насмешливое или сатирическое повествование. Характерные черты персонажей этих сказок: волк - хитер и мудр, лиса - хитрая плутовка, заяц - труслив. Т.е. в сказках о животных повествуются, о недостатках и достоинствах, о социальных противоречий, проблемах. В основе этих сказок лежит тотетизм - вера в силу тотема-связи с животным.

Сказка выполняет различные функции, которые помогают развить в ребенке личностные качества.

С социально-педагогической точки зрения важны : социальная, творческая (креативная),терапевтическая, этническая, лексико-образная, коммуникативная функция сказки.

Социальная функция сказки, т.е. усвоения образцов поведения и освоения ребенком социального опыта.

Дети локализованы в своем опыте: в событии, в действии, в пространстве, поэтому сказка помогает ребенку, разделяя рамки своеобразного человеческого опыта, охватывая его жизненным опытом людей.

Творческая или (креативная) функция , т.е. возможность формировать творческую личность ребенка, его абстрактно-логическое мышление. Такая функция позволяет повысить свои стандарты, выявить свои своеобразные способности: музыкальные, изобразительные, живописные и др.

Терапевтическая функция, т.е.содержит воспитательную функцию здорового образа жизни человека.

Этническая функция - совокупность своеобразных черт, которые присуще бытовой культуре народа. Поэтому через сказку ребенок осознает всю прелесть и ценность этнокультуры.

Лексико-образная функция способствует формированию языковой культуры, обучает воспринимать важность народной речи, ее художественное богатство.

Коммуникативная функция, которая способствует развитию социальных качеств.[6, с. 18].

Таким образом, сказка играет огромную роль в жизни каждого ребенка, сказка – результат творчества определенного народа и несет в себе колоссальную информацию, которая передается из поколения в поколение, хранит в себе сюжетные линии, образы которые присуще для конкретного этноса. Благодаря сказкам у ребенка появляется возможность развить свое творческое воображение, помогает домысливать ситуацию, конструировать сюжет.

Литература

  1. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки. Начальная школа, - М..: Просвещение, 1986г., №4, с.17-21.

  2. Журов Л. Е. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы/Под ред. - М.: Вентана-Графф, 2000. - 384 с.

  3. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. М.Просвещение, 1993. – 464 с.

  4. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений / М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, 4. Сосновская О. В. 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  5. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе. М.: Академия, 2002. - 464 с.

  6. Сухомлинский В.А. « Сердце отдаю детям» – Киев, 1997.

Просмотров работы: 1957