ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС НА КИПРЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС НА КИПРЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ

Кулеша Е.А. 1
1Таганрогский авиационный колледж им. В.М. Петлякова. Таганрог, Россия.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

События на Кипре весной текущего года поставили перед научным и экспертный сообществом ряд серьезных вопросов. По сути, создан прецедент, который в состоянии повлечь за собой переформатирование международной финансовой системы. Кипр зарекомендовал себя в качестве финансового центра, одного из наиболее популярных офшоров. А это предполагает высокий уровень доверия к его способности обеспечивать удобство и безопасность для направляемых туда капиталов. Однако, как выясняется страна, пользующаяся привилегиями и преимуществами подобного статуса, должна подтверждать свое реноме, обладая определенным арсеналом мер противодействия кризисным явлениям, охватившим экономику Евросоюза, гарантируя сохранность сбережений и инвестиций своих клиентов и убеждая капитал, который чутко реагирует на любые проявления экономической и финансовой нестабильности, в правоте сделанного выбора.

С одной стороны события на Кипре могут показаться неожиданными, разрушившими иллюзии о полной неприкосновенности оффшорных зон. В то же время, анализируя произошедшее, легко убедиться, что имевший место негативный сценарий был вполне предсказуем.

Долговой, финансовый, бюджетный и экономический кризис Республики Кипр в марте 2013 года привёл к параличу банковскую систему страны и вверг eё экономику в преддефолтное состояние.

ГЛАВА 1:Причины финансового кризиса на Кипре.

Причинами кризиса стали:

  • Сильный крен экономики в сторону офшорного сектора (упор на банковскую деятельность — сумма вкладов в банках страны составляет приблизительно 835 % ВВП(среднеевропейский уровень — 354 %), активы проблемного банковского сектора составляют 458 % ВВП)

  • Неудачные вложения кипрских банков в греческие долговые обязательства— с начала 2012 г. многие кипрские банки понесли убытки в связи с проведением крупных списаний по греческим облигациям (списание которых привело к потере банковским сектором Кипра 81 % от общего объема инвестиций, что превышает 4 млрд евро или 24 % ВВП); также увеличения доли невозврата кредитов со стороны частных лиц.

  • Разрыв финансового пузыря на спекулятивном рынке недвижимости внутри страны, в который киприотские банки инвестировали излишки капиталов.

  • Постепенная утрата ценовой конкурентоспособности страны в результате массового притока капиталов. Ещё до вступления Кипра в Еврозону, дефицит счёта текущих операций достигал 15 % годового ВВП.

  • Неспособность правительства возместить расходы государства.

  • Общее ослабление экономик стран ЕС, Еврозоны, в особенности так называемых стран европейской периферии после мирового финансового кризиса 2008 года, от которого многие из них так и не смогли оправиться и с которыми Кипр продолжает быть связанным в рамках единой валютой, единых рынков труда и торговли (в первую очередь это касается Греции, экономика которой сокращается с 2008 года).

  • Снижение рейтингов по долговым обязательствам страны.

ГЛАВА 2:Банковский кризис на Кипре.

2.1 Испытание на прочность международных налоговых гаваней.

В последнее время практически все налоговые гавани мира подверглись серьезному испытанию на прочность. Инициаторами по выведению офшоров из тени стали финансовые регуляторы США и Европы, а основанием для ее проведения-продолжающееся богатство капиталов и уклонение от налогов. Главное требование, предъявляемое офшорам с их стороны, заключается в необходимости обеспечить прозрачность информации обо всех зарегистрированных компаниях и их руководителях. Это последствие того, что деньги в офшоры выводят не только с целью минимизации налогового бремени. Активы переводятся в пользу дочерних компаний, чтобы обеспечить их юридическую защиту и скрыть сведения об истинных владельцах бизнеса.

Оффшор – давно знакомое всем слово. Все знают, что там, в особых зонах, укрывают доходы от налогов, да и вообще от лишних глаз. Но сегодняшний дефицит финансовых ресурсов во всем мире развеял былое благодушие. Фискальные органы разных стран роют землю, стремясь вывести на чистую воду граждан, не желающих «уплатить и спать спокойно». По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в оффшорных зонах укрывается более $11 трлн.По разным оценкам это составляет от 30 до 50% мирового рынка капиталов. (сайт)

В 2009 году, по итогам апрельского саммита «Большой двадцатки» (G20), появился новый перечень офшоров, разделяющий все страны на три списка: «белый», «серый» и «черный». Примечательно, что Кипр оказался в «белом» списке, что подразумевает внедрение в налоговую систему страны стандартов ОЭСР. В то же время Швейцария оказалась в «сером» списке, как страна, принявшая стандарты G20, но внедрившая их не в недостаточной мере.

Кипр стал заложником борьбы с налоговыми уклонистами. Несмотря на то, что он входит в состав Евросоюза (далее ЕС) и подчиняется его нормативным актам, направленным на борьбу с отмыванием денег и уходом от налогообложения, многие страны до сих пор оценивают Кипр в качестве налоговой гавани.

Финансовые проблемы на острове начались еще с 2010 года(рис. 1) в связи с кризисом в Греции. У кипрских банков на ее долю приходилось 20% всех активов. В результате программы списания по греческим облигациям банки Кипра потеряли 30% капитала, и в 2011 году страна обратилась за внешней помощью. Вообще кипрские банки- довольно уязвимое место в экономике страны, и это при том, что банковский сектор составляет примерно 800% ВВП Кипра.

(рис.1)

Несмотря на то, что на Кипр приходиться всего 0,2% ВВП еврозоны, проблемы грозят распространиться и на другие страны. Госдолг Кипра составляет 16 млрд. долларов, что приближается к 100% ВВП страны.

Первоначально планировалось оказание помощи со стороны кредитов в размере 17млрд евро, из которых 10 млрд. евро предполагалось направить на спасение банков, а остальные 7 млрд. - на обслуживание госдолга. Однако в итоге было решение, что Кипр получит лишь 10 млрд. евро, более крупная сумма, по мнению МВФ, привела бы к увеличению госдолга до 145% ВВП и к неспособности страны его обслуживать.

Оставшуюся сумму, по мнению министров финансов стран ЕС, Кипр должен привлечь за счет единовременного налога на депозиты в кипрских банках. Те, на чьих счетах сумма средств не превышает 100 тыс. евро, должны будут уплатить 6,75% от величины депозита, для вкладов свыше 100 тыс. евро действует ставка налога 9,9%. Такие жесткие условия помощи Кипру были мотивированы значительным объемом и особой структурой кипрского финансового сектора, более чем в семь раз превышающего ВВП.

Пришлось принимать жесткие меры: парламент одобрил законы, позволяющие правительству ограничивать безналичные финансовые операции, замораживать обналичивание чеков и вводить лимиты на снятие средств со счетов. Были объявлены банковские каникулы. Вклады в банках Кипра за апрель 2012 сократились на 6,3 млрд. евро, по данным Центрального банка островного государства. Статистика показывает, что это крупнейшее падение с декабря 2005 года. Объем депозитов сократился на 9,9% только за один месяц. Как раз за апрель монетарными властями Кипра был намечен этап «стрижки» незастрахованных вкладов, превышающих 100 тысяч евро. Благодаря этому кипрские власти изъяли 27,5% от депозита примерно у трети вкладчиков. Так же, по сообщениям кипрского Центрального банка, депозиты нерезидентов из стран, не входящих в зону евро, снизились с 19 миллиардов евро в марте до 15,9 миллиарда евро вапреле, а вклады местных жителей упали с 41,3 млрд. евро до 38,3 млрд.

Конечной целью плана по спасению кипрской экономики является повышение налогов и ужесточение налогового режима. Сейчас налоговая ставка на Кипре одна из самых низких в мире-10%. Кроме того предстоит ввести налог на прибыль от процентов с банковских вкладов, поскольку МВФ не будет финансировать страну, которая не хочет пополнять бюджет налогами.

2.2Обострение кризиса.

14-15 марта 2013 года состоялся двухдневный саммит ЕС, на котором было представлено положительное экономическое исследование. Политики не стали рассматривать вопрос о предоставлении Кипру финансовой помощи.

В субботу 16 марта 2013 года на очередном совещании Еврогруппы было принято решение ввести единовременный налог на все банковские вклады в стране в качестве обязательного условия на получение помощи. К этому времени доля капиталов, содержащихся в банковском секторе Республики Кипр, достигла 835 % от размера кипрского ВВП. Почти треть всех вкладов в кипрских банках принадлежала иностранцам, в первую очередь, гражданам Российской Федерации.

В тот же день все банки страны приостановили свою деятельность, электронные переводы также не производились, а из банкоматов была извлечена вся наличность. Вопреки международным конвенциям, кипрское правительство также заморозило счета международных дипломатов и иностранных госструктур, что вызвало негативную реакцию МИДов России и Польши. Для поддержания уровня жизни своих военных и сотрудников дипломатического корпуса, Великобритания выслала на Кипр самолёт с наличностью на борту. Запрет на операции с клиентами не коснулся только филиалов кипрских банков за пределами Кипра.

24 марта 2013 года президент Кипра Никос Анастасиадис озвучил итоговый антикризисный план после переговоров с евротройкой. Согласно ему, депозиты в размере менее 100 тысяч евро не будут облагаться налогом. Также потери крупных вкладчиков будут различаться в зависимости от того, в каком именно банке были размещены их депозиты. Кроме того, крупнейший банк страны — BankofCyprus («Банк Кипра») будет реструктурирован, а второй по величине банк страны — CyprusPopularBank («Кипрский народный банк», действующий под торговой маркой LaikiBank) — ликвидирован. Потери его вкладчиков, равно как и размеры увольнений пока не определены. Контроль над движением капитала сохранится. Хотя начальный суммарный объем национального антикризисного плана составил 5,8 млрд. евро, ожидается, что с учетом поступлений от повышения налога на прибыль корпораций с 10 % до 12,5 %, а также от введения налога на доходы от процентов по банковским вкладам, он сможет достичь требуемого в итоге значения в 7 млрд. евро. Впрочем, Парламент страны должен утвердить этот план для вступления его в силу. Эксперты рассматривают ограничения на движения капитала как фактический выход из еврозоны, а банковские каникулы и невозможность снятия вкладов как фактический дефолт.

Слишком большой по сравнению с экономикой страны банковский сектор, в котором не было обеспечено надлежащее управление рисками, стал фундаментальной причиной проблем на Кипре. Именно это, а не сама бизнес-модель, основанная на обслуживании нерезидентов, привело к кризису. Как свидетельствуют статистические данные, активы кипрских банков (которые формируют примерно 90% национальной финансовой системы) в 7,4 раза превышали объем ВВП Кипра. Отношение банковских активов к ВВП на Кипре значительно выше, чем в Великобритании(5,2 раза), Франции (4), Германии(3,2), а так же в среднем по ЕС.

2.3 Тревожный сигнал для российского бизнеса.

Уже долгое время Кипр известен нам не только в роли «всесоюзной здравницы», но и «тихой гавани» - убежища для финансовых капиталов. Россия и Кипр в 1998 году заключили договор об избежании двойного налогообложения. В итоге дивиденды на Кипре облагаются 5%-ным налогом, а ставки по кредитам-нулевым. Это способствовало тому, что многие компании переместили свои штаб-квартиры на Кипр, а в России они владеют филиалами.

Одной из причин неблагосклонностей властей Евросоюза к кипрским банкам служит восприятие притекающих российских капиталов как незаконно нажитых средств. Так, Германия выступила против единой системы страхования вкладов в банках ЕС, мотивировав это нежеланием платить по чужим долгам.

Российские власти, в свою очередь, не согласились предоставлять Кипру кредиты, а лишь рассматривали возможность реструктуризации сроков погашения долга и снижения процентной ставки. (рис. 3)

(рис. 3)

Финансовые проблемы Кипра могут заставить российский бизнес вернуть размещение за границей средства на родину. Однако официально прозвучала точка зрения, что Россия не будет намеренно использовать сложившуюся ситуацию для привлечения инвесторов в отечественную экономику.

По статистике Банка России, в 2012 году Кипр уже недополучил российские инвестиции в основном из-за сокращения приобретения долговых инструментов местных эмитентов. Учитывая тот факт, что рост экономики обеспечивается в основном за счет роста потребления, в частности-кредитов, то остановка заимствований может стать причиной спада ВВП России уже в текущем году.

Весьма чувствительно отреагировал на кипрский кризис фондовый рынок: недельный отток в конце марта 2013года из российских фондов акций составил 139млн дол-это самый большой показатель с декабря 2011 г. Количество желающих инвестировать в российские бумаги за месяц, прошедший с начала кипрских событий, уменьшилось более чем втрое.

Вполне вероятно, что в результате антикризисной программы Кипр перестанет быть «налоговой гаванью» и интерес к нему со стороны бизнесменов, в первую очередь российских, снизится. Однако это вовсе не означает, что капитал вернется в Россию, а не продолжит искать выгодные для себя условия существования. Капитал подчиняется определенным законам поведения и чутко реагирует на любые проявления нестабильности. Для него вполне естественно искать возможности оптимизировать налогообложение, минимизировать раскрытие информации, не нарушая при этом требования регуляторов.

Пока инвестиционный климат в России далек от совершенства, капитал из страны уходить не перестанет, даже если транзитные экономики, через которые пролегает его маршрут, будут давать сбои. Ведь есть ситуации, когда лучше потерять часть капитала, чем весь бизнес.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Говоря об уроках кризиса на Кипре, можно привести следующее сравнение. Кислород, необходимый для жизни, в чрезмерном объеме вредит организму, аналогичным образом и деньги, являясь неотъемлемым условием развития экономики, вызывают в ней серьезные нарушения, если они слишком концентрируются в одной стране. Естественно, что и обратное влияние на того, кто предоставляет эту денежную массу, будет в конечном итоге отрицательным, так как не соблюдается главный принцип инвестирования.

События на Кипре выявили, что по-прежнему существует угроза возникновения цепной реакции системного риска, который может привести к очередной волне мирового кризиса. Предотвратить негативный сценарий развития хотя бы временно способны только непопулярные методы. Однако чтобы избежать впоследствии дефолта отдельной страны с высоким уровнем суверенного долга или банкротства системного долга или банкротства системообразующего финансового института, необходимо устранение недостатков регулирование и надзора и совершенствование механизмов принятия решений, как на государственном уровне, так и на уровне наднациональных структур интеграционных объединений, а также международных организаций. Все это требует тесного сотрудничества и координации усилий заинтересованных сторон, учитывая фактическую разбалансированность глобальных финансов в настоящее время.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Статья из журнала: Сумароков Е.В. Финансовый кризис на Кипре [Текст]/ Е.ВСумароков // Финансы, Деньги, Инвестиции.- 2013. -№2.- С. 5-15.

  2. Интернет-ресурс:

  • Наталья Лямина / Экономическая безопасность // «И в гавани бывает шторм».-(http://www.ekonbez.ru/journal/cat/298)

  • Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81_%D0%B2_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B5_%D0%9A%D0%B8%D0%BF%D1%80_(2012%E2%80%942013)

Просмотров работы: 2752