ЧТО ТАКОЕ «ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ»? - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЧТО ТАКОЕ «ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ»?

Мохова Н.В. 1
1Кубанский Государственный Технологический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изучая психологию, мы знакомимся с ее различными отраслями. Интерес представляет психология познания. Или еще иначе – когнитивная психология.

Мы познаем другого человека, изучая его психологические особенности. Но и себя мы тоже познаем таким же образом.

Какие же это психологические особенности? Это познавательные процессы, психологические состояния и отношения. К познавательным процессам относятся ощущения, восприятие, мышление, воображение, память, речь. Психологические состояния – это эмоциональные, волевые и мотивационные состояния, психологические свойства – это темперамент, характер и способности человека, а отношения охватывают отношение к себе, к другим людям, к событиям и вообще к различным предметам, которые нас окружают.

Познание человеком окружающего мира начинает­ся с ощущений, восприятия, представления.

Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили нужной информации, никакая сознательная жизнь не была бы возможной.

Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются не только основным источником познания, но и основным условием его психического развития.

Однако человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений. Он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Воспринимает ли человек окружающие его вещи дома, на улице, деревья и травы в лесу, людей, с которыми общается, картины, которые рассматривает, книги, которые читает, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов опирается на совместную работу органов чувств, на синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Благодаря этому синтезу изолированные ощущения превращаются в целостное восприятии. Сложный процесс отражения целых вещей или ситуаций и называется в психологии восприятием.

Мы отбираем нужную информацию, сохраняем контроль над деятельностью благодаря вниманию.

Эта деятельность у нас избирательна. Если бы не было этой избирательности, то тот огромный поток информации, который на нас воздействует, сделал бы эту деятельность невозможной.

Важное место в психологической науке занимает изучение памяти. Благодаря ей мы можем сохранять и воспроизводить прежний опыт.

К высшим познавательным функциям относится мышление. Ведь прежде, чем что-то сделать, мы подумаем.

Без всех этих познавательных процессов наша социальная жизнь была бы невозможна.

Как показывают исследования ученых, пик развития познавательных процессов приходится на период молодости, возраст студенчества. Видимо, поэтому именно в этом возрасте приобретаются основные знания, необходимые для будущей профессии.

Литература

1Лурия А.Р. Лекции по общей психологии .URL.: http://dalib.ru/b/luriya_lektsii_po_obshchey_psihologii/27 (дата обращения: 13.12.2013 г.)

2 Величковский Б.М. Основы психологии познания: в 2 т. – Т. 2. – М.: Смысл: Издат. Центр «Академия»,2006. – 432 с.

Просмотров работы: 1780