Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых детей происходит потеря уже имеющихся навыков. Важно, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания. Очень важную роль на уровень адаптации ребёнка играет его семья.
Родители должны совместно с детским образовательным учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу пройти психологическую адаптацию в коллективе. Важную роль в адаптации детей играет поведение родителей в этот период. Родители, привыкшие, что их дети всегда рядом, испытывают эмоциональное напряжение, тревожность перед садом. Все это сказывается на адаптации детей.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. Этой проблемой занимались многие педагоги, медики, психологи. Н.М. Аксарина, Н.П. Жукова показывают, что характер адаптации зависит от возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной системы. Н.Д. Ватутина, Р.В. Тонкова-Япольская говорят о сложности процесса адаптации и важности правильной его организации для успешного вхождения ребенка в новую социальную среду [12].
В последние годы все более активно вопросы адаптации рассматриваются в психолого-педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика, Н.И. Гуткина, Р. Калинина, Л. Семенова, Б.С. Волкова где рассматриваются особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребёнка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Адаптация детей младшего дошкольного возраста хорошо освящена в литературе, но такая сфера как влияние тревожности родителей на этот процесс является малоизученной. Это и послужило темой для дипломной работы.
Цель исследования: выявить взаимосвязь адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста с уровнем тревожностью родителей.
Объект исследования – адаптация детей в младшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования – взаимосвязь адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста с уровнем тревожности родителей.
Задачи исследования.
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Подобрать комплекс диагностических методик.
3. Провести исследование адаптации детей младшего дошкольного возраста.
4. Провести исследование тревожности родителей.
5. Выявить взаимосвязь между уровнем адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста и уровнем тревожности родителей.
Гипотеза: уровень адаптации детей к дошкольному учреждению обусловлен показателем тревожности родителей: чем выше уровень тревожности родителей, тем ниже уровень адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования.
Теоретический анализ литературы.
Анкетирование.
Тестирование.
Методы статистической обработки данных.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОБУ д/с №20 КВ г. Богородицка. В эксперименте принимало участие 25 родителей и 25 детей в возрасте 3-4 лет, которые недавно поступили во вторую младшую группу, из них 15 девочек и 10 мальчиков.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования в работе психологов в детских дошкольных учреждениях при работе с детьми младшего дошкольного возраста.
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами.
В данной работе были рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся особенностей адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению, а также проведено исследование на выявление взаимосвязи между уровнем адаптации к дошкольному учреждению и уровнем тревожности родителей.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, процесс приводящий или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей.
Для проведения исследования было отобрано четыре методики: «Лист адаптации» (цель - выявить уровень адаптации детей к дошкольному учреждению), анкета для родителей К. Л. Печоры (цель - оценить готовность ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, предвидеть возможные сложности адаптации), тест Спилберга – Ханина (цель - оценить уровень ситуативной и личностной тревожности родителей) и «Личностная шкала проявления тревоги» Дж. Тейлора, адаптация В.Г. Норакидзе (цель - диагностика уровня тревоги испытуемого, шкала лживости позволяет судить о демонстротивности и неискренности).
Методика «Лист адаптации» показала, что половина детей, по мнению педагога, участвующих в опытно-экспериментальной работе имеют высокий уровень адаптации. Это самостоятельные, неконфликтные дети, которые подчиняются правилам и дисциплине. Такой высокий уровень адаптации может объясняться тем, что дети до поступления в эту группу уже несколько месяцев посещали дошкольное учреждение и острая фаза адаптации у них уже пройдена.
Анкета К.Л. Печоры показала, что большая часть родителей считает, что их дети вполне готовы к успешному вхождению в новую социальную среду. Они самостоятельны, могут занять себя игрушками, присутствуют навыки взаимодействия с другими детьми. И только 12% детей не готовы к поступлению в дошкольное учреждение. Процент не готовых детей к поступлению в сад на практике выше, чем получился в исследовании. Это можно объяснить тем, что родители судят субъективно, стараясь описать своего ребенка с наилучшей стороны, не замечая или закрывая глаза на какие-то проблемы.
Методика диагностика Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина изучает два вида тревожности: ситуативную и личностную. Методика показала, что ситуативная (реактивная) тревожность родителей не влияет на общую картину адаптации их детей. Повышенный уровень ситуативной тревожности или, наоборот, чрезмерное спокойствие скорее является помехой для полноценной жизни и стоит приближать результат к индивидуальному уровню «полезной тревоги». Личностная тревожность у большей части родителей отклонена от оптимального и находится на высоком и низком уровнях, но закономерностей с уровнем адаптации выявлено не было.
В данной работе тревожность рассматривалась с двух сторон, как ситуативная (реактивная) характеристика личности, так со стороны личностной характеристики. Взаимосвязь уровня адаптации детей к ДОУ выявлялась как с ситуативной, так и с личностной тревожностью родителей. Взаимосвязь ситуативной тревожности с уровнем адаптации выявлено не было. Ситуативная тревожность не является личностным качеством, а значит влиять на уровень адаптации детей не может. Личностная тревожность является деструктивной и приводит к ограничениям в поведении как своем, так и ребенка, и прямо влияет на адаптацию детей.
Статистическая достоверная положительная корреляция выявлена по показателям высокого уровня адаптации ребенка к дошкольному учреждению с прогнозом адаптации к ДОУ, который дали родители. Чем выше уровень адаптации, тем более высокий прогноз адаптации к детскому саду дали родители. И наоборот, выявлена статистическая достоверная положительная взаимосвязь между низким уровнем адаптации и уровнем прогноза родителей о низкой готовности ребенка к поступлению в детский сад.
Также выявлена статистическая достоверная положительная корреляция по показателям высокого уровня адаптации ребенка к дошкольному учреждению с уровнем личностной тревожности родителей. Чем выше уровень адаптации детей (по методике «Лист адаптации»), тем ниже уровень личностной тревожности родителей (по методике Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина). А также выявлена статистическая достоверная положительная корреляция по показателям низкого уровня адаптации ребенка с уровнем личностной тревожности родителей. Чем ниже уровень адаптации детей (по методике «Лист адаптации»), тем выше уровень тревожности родителей (по методике Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина).
Гипотеза подтвердилась: чем выше уровень адаптации к дошкольному учреждению детей младшего дошкольного возраста, тем ниже уровень личностной тревожности родителей и, наоборот, чем ниже уровень адаптации к дошкольному учреждению детей младшего дошкольного возраста, тем выше уровень личностной тревожности родителей. Взаимосвязь между уровнем адаптации детей младшего дошкольного возраста и уровнем ситуативной тревожности выявлено не было, а значит ситуативная тревожность не влияет на адаптацию детей к ДОУ.