Теоретическаячасть.
Тема является актуальной, поскольку высокий уровень квалификации, компетенции молодого специалиста зависит от правильного профессионального отбора и последующей профессиональной ориентированности. Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, развивается самосознание, осознание положения собственного “Я”.По литературным данным, при поступлении в новое учебное заведение у студентов мотивация определяется главным образом новой социальной ролью. То есть школьник становится студентом, изменяется его социальное положение, это придает ему в его глазах,глазах других людей новый, более высокий социальный уровень. Но данная мотивация не может поддерживать в течение долгого времени его стремление к обучению и постепенно теряет своё значение.
Цель данной работы- проанализировать факторы, влияющие на мотивацию студентов при выборе медицинской профессии. Медицинская профессия предъявляет человеку особые требования в характере, поведении, моральных качествах. Этими качествами человек может обладать, а может приобрести в процессе обучения.
С целью анализа факторов, влияющих на мотивацию студентов при выборе медицинской профессии мы поставили следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и сущность мотивации
- Определить основные мотивы выбора профессии студентов медицинского института
- провести исследование основных мотивов выбора медицинской профессии студентов КММИВСО.
Несколько слов о понятии и сущности мотивации:
Впервые термин «мотивация» употребил А.Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека.
Структура мотивов выбора профессии при обучении в медицинских ВУЗах и СУЗах.
Что же побуждает вчерашних школьников выбрать медицинскую профессию?
Мотивацию выбора медицинского работника определить достаточно трудно потому, что мотивы весьма разнообразны. Изучать мотивации вообще сложно, чаще всего в исследованиях в качестве основного используется метод анкетирования студентов.
Мотивации нестабильны и могут быть существенно различными. Многие из них носят очень поверхностный характер по принципу «мне скучна и неинтересна математика, работа педагога вызывает у меня ужас, не хочу заниматься филологией, я выбираю медицину».
Выбор медицинских профессий происходит под влиянием комплекса факторов. Среди них наиболее часто встречается влияние семьи, чтение специальной литературы, просмотр фильмов. Так же выявлен высокий процент поступающих в медицинский институт по совету родных, знакомых, друзей-медиков, по призванию и склонности к медицине в связи с желанием помогать людям решением продолжать семейные традиции. Специфическими для медицинских учебных заведений факторами, влияющими на выбор профессии медицинского работника, являются болезнь близких или собственная, стремление получить образование, чтобы помочь себе и близким. Еще одной мотивацией является повышение самоуважения: «спасать жизни других людей - благороднейшая профессия». Это тезис, который не оспаривается ни одним обществом мира. Медицинский работник - человек, достойный уважения и прежде всего самоуважения.
Встречаются и совершенно аморальные мотивации выбора этой профессии: получение власти. Больной, лежащий на операционном столе, — прекрасный объект для манипуляции. Его жизнь находится на кончиках пальцев хирурга или анестезиолога. Судьба многих больных в психиатрической больнице тоже находится в руках психиатра, или больные, которые находятся в реанимационном отделении. Чувство власти над чужой жизнью, над чужой судьбой - одна из мотиваций прихода во врачебную профессию.
Мы,проводя исследование выделили основные мотивы выбора профессии:
- социальные мотивы ( занять достойное место в обществе);
- моральные мотивы (приносить пользу людям, оказывать им помощь,);
- этические мотивы (, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);
- познавательные мотивы (связаны со стремлением иметь специальные знания);
- материальные мотивы (стремление иметь постоянную работу, льготы);
- престижные мотивы (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, профессии, которая «ценится среди друзей и знакомых»);
- утилитарные мотивы (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в институт ,советы и примеры друзей и знакомых).
Практическая часть.
Исследование проводилось при помощи психологического метода исследования – анкетирования и сравнительного анализа данных.
Цель исследования: определить преобладающие мотивы выбора медицинской профессии студентами, будущими медицинскими работниками. Были обработаны данные по специальности ВСО 1 курс.
.Были предложены две анкеты, в которых были заданы следующие вопросы- Что привлекает вас в работе медика? И что определило выбор профессии?
Анкета №1.
№ |
Что вас привлекает в работе медика? |
очень |
отчасти |
мало |
не привлекает |
не знаю |
1 |
Высокая значимость мед. труда |
81% |
11% |
- |
4% |
4% |
2 |
Гуманный характер профессии медика |
58% |
30% |
8% |
4% |
- |
3 |
Работа с больными людьми |
42% |
38% |
16% |
4% |
- |
4 |
Доверие людей к мед. работникам |
65% |
20% |
15% |
- |
- |
5 |
Благородное значение профессии |
54% |
26% |
20% |
- |
- |
6 |
Возможность помочь человеку в трудную минуту |
85% |
15% |
- |
- |
- |
7 |
Возможность узнать сложный мир людей |
50% |
35% |
15% |
- |
- |
Анкета № 2.
№ |
Что определило выбор профессии? |
да |
нет |
1 |
Высокая общественная значимость труда медработника |
92% |
8% |
2 |
Желание своим трудом приносить пользу людям |
96% |
4% |
3 |
Желание добиться общественного признания |
46% |
54% |
4 |
Стремление к самостоятельности |
77% |
23% |
5 |
Интерес к медицинским знаниям |
96% |
4% |
6 |
Интерес к естествознанию вообще |
69% |
31% |
7 |
Желание получить образование |
85% |
15% |
8 |
Необходимость где-то учиться |
27% |
73% |
9 |
Привлекает сам процесс труда |
92% |
8% |
10 |
Привлекают внешние стороны труда (работа в белом халате и пр.) |
54% |
46% |
Преобладающие мотивы, согласно которым студенты поступали в КММИВСО:
-Моральные
-Престижные
-Социальные
Данные по анкете №2
Преобладающие мотивы, согласно которым студенты выбрали медицинскую профессию:
-Социальные
-Познавательные
-Престижные
-Материальные
-Связанные с трудом
-Утилитарные.
Анализ полученных данных: Определяющими мотивами у большинства студентов 1 курса КММИВСО является желание своим трудом приносить пользу людям, интерес к медицинским знаниям, высокая общественная значимость труда медработников.
На втором месте мотивации желание получит образование, добиться общественного признания, стремление к самостоятельности.
На третьем месте: привлекательные внешние стороны труда(работа в белом халате и др.), необходимость где-то учиться.
Вывод:
Студенты факультета ВПО 1 курса в основном являются высокомотивированными в овладении медицинской профессий.
Проведенное исследование показало в том числе, что сильные и слабые студенты отличаются не только по интеллектуальным показателям, но и по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в Вузы, так или иначе, проводит отбор абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями.
В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение.
Формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии.
На основе результатов анализа, можно констатировать, что состояние профессиональной мотивации зависит от того, оценивает ли студент учебную деятельность в сравнении с его собственными, реальными возможностями.
Заключение
Со школьной скамьи необходимо проводить работу по воспитанию сознательного выбора профессии. Профессиональное самоопределение молодежи должно осуществляться в ходе специально организованной научно - практической деятельности. На основе результатов анализа, можно констатировать, что состояние профессиональной мотивации зависит от того, оценивает ли студент учебную деятельность в сравнении с его собственными, реальными возможностями. В процессе обучения следует проводить дополнительную воспитательную работу со студентами с поверхностной ориентацией. Возможно, в процессе обучения они изменят свою мотивацию.