ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИИ И УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ ВЫБОРА МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИИ И УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Теоретическаячасть.

Тема является актуальной, поскольку высокий уровень квалификации, компетенции молодого специалиста зависит от правильного профессионального отбора и последующей профессиональной ориентированности. Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, развивается самосознание, осознание положения собственного “Я”.По литературным данным, при поступлении в новое учебное заведение у студентов мотивация определяется главным образом новой социальной ролью. То есть школьник становится студентом, изменяется его социальное положение, это придает ему в его глазах,глазах других людей новый, более высокий социальный уровень. Но данная мотивация не может поддерживать в течение долгого времени его стремление к обучению и постепенно теряет своё значение.

Цель данной работы- проанализировать факторы, влияющие на мотивацию студентов при выборе медицинской профессии. Медицинская профессия предъявляет человеку особые требования в характере, поведении, моральных качествах. Этими качествами человек может обладать, а может приобрести в процессе обучения.

С целью анализа факторов, влияющих на мотивацию студентов при выборе медицинской профессии мы поставили следующие задачи:

- Рассмотреть понятие и сущность мотивации

- Определить основные мотивы выбора профессии студентов медицинского института

- провести исследование основных мотивов выбора медицинской профессии студентов КММИВСО.

Несколько слов о понятии и сущности мотивации:

Впервые термин «мотивация» употребил А.Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека.

Структура мотивов выбора профессии при обучении в медицинских ВУЗах и СУЗах.

Что же побуждает вчерашних школьников выбрать медицинскую профессию?

Мотивацию выбора медицинского работника определить достаточно трудно потому, что мотивы весьма разнообразны. Изучать мотивации вообще сложно, чаще всего в исследованиях в качестве основного используется метод анкетирования студентов.

Мотивации нестабильны и могут быть существенно различными. Многие из них носят очень поверхностный характер по принципу «мне скучна и неинтересна математика, работа педагога вызывает у меня ужас, не хочу заниматься филологией, я выбираю медицину».

Выбор медицинских профессий происходит под влиянием комплекса факторов. Среди них наиболее часто встречается влияние семьи, чтение специальной литературы, просмотр фильмов. Так же выявлен высокий процент поступающих в медицинский институт по совету родных, знакомых, друзей-медиков, по призванию и склонности к медицине в связи с желанием помогать людям решением продолжать семейные традиции. Специфическими для медицинских учебных заведений факторами, влияющими на выбор профессии медицинского работника, являются болезнь близких или собственная, стремление получить образование, чтобы помочь себе и близким. Еще одной мотивацией является повышение самоуважения: «спасать жизни других людей - благороднейшая профессия». Это тезис, который не оспаривается ни одним обществом мира. Медицинский работник - человек, достойный уважения и прежде всего самоуважения.

Встречаются и совершенно аморальные мотивации выбора этой профессии: получение власти. Больной, лежащий на операционном столе, — прекрасный объект для манипуляции. Его жизнь находится на кончиках пальцев хирурга или анестезиолога. Судьба многих больных в психиатрической больнице тоже находится в руках психиатра, или больные, которые находятся в реанимационном отделении. Чувство власти над чужой жизнью, над чужой судьбой - одна из мотиваций прихода во врачебную профессию.

Мы,проводя исследование выделили основные мотивы выбора профессии:

- социальные мотивы ( занять достойное место в обществе);

- моральные мотивы (приносить пользу людям, оказывать им помощь,);

- этические мотивы (, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);

- познавательные мотивы (связаны со стремлением иметь специальные знания);

- материальные мотивы (стремление иметь постоянную работу, льготы);

- престижные мотивы (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, профессии, которая «ценится среди друзей и знакомых»);

- утилитарные мотивы (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в институт ,советы и примеры друзей и знакомых).

Практическая часть.

  • Исследование проводилось при помощи психологического метода исследования – анкетирования и сравнительного анализа данных.

  • Цель исследования: определить преобладающие мотивы выбора медицинской профессии студентами, будущими медицинскими работниками. Были обработаны данные по специальности ВСО 1 курс.

.Были предложены две анкеты, в которых были заданы следующие вопросы- Что привлекает вас в работе медика? И что определило выбор профессии?

Анкета №1.

Что вас привлекает в работе медика?

очень

отчасти

мало

не привлекает

не знаю

1

Высокая значимость мед. труда

81%

11%

-

4%

4%

2

Гуманный характер профессии медика

58%

30%

8%

4%

-

3

Работа с больными людьми

42%

38%

16%

4%

-

4

Доверие людей к мед. работникам

65%

20%

15%

-

-

5

Благородное значение профессии

54%

26%

20%

-

-

6

Возможность помочь человеку в трудную минуту

85%

15%

-

-

-

7

Возможность узнать сложный мир людей

50%

35%

15%

-

-

Анкета № 2.

Что определило выбор профессии?

да

нет

1

Высокая общественная значимость труда медработника

92%

8%

2

Желание своим трудом приносить пользу людям

96%

4%

3

Желание добиться общественного признания

46%

54%

4

Стремление к самостоятельности

77%

23%

5

Интерес к медицинским знаниям

96%

4%

6

Интерес к естествознанию вообще

69%

31%

7

Желание получить образование

85%

15%

8

Необходимость где-то учиться

27%

73%

9

Привлекает сам процесс труда

92%

8%

10

Привлекают внешние стороны труда (работа в белом халате и пр.)

54%

46%

Преобладающие мотивы, согласно которым студенты поступали в КММИВСО:

-Моральные

-Престижные

-Социальные

Данные по анкете №2

Преобладающие мотивы, согласно которым студенты выбрали медицинскую профессию:

-Социальные

-Познавательные

-Престижные

-Материальные

-Связанные с трудом

-Утилитарные.

Анализ полученных данных: Определяющими мотивами у большинства студентов 1 курса КММИВСО является желание своим трудом приносить пользу людям, интерес к медицинским знаниям, высокая общественная значимость труда медработников.

На втором месте мотивации желание получит образование, добиться общественного признания, стремление к самостоятельности.

На третьем месте: привлекательные внешние стороны труда(работа в белом халате и др.), необходимость где-то учиться.

Вывод:

  • Студенты факультета ВПО 1 курса в основном являются высокомотивированными в овладении медицинской профессий.

  • Проведенное исследование показало в том числе, что сильные и слабые студенты отличаются не только по интеллектуальным показателям, но и по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в Вузы, так или иначе, проводит отбор абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями.

  • В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение.

  • Формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии.

  • На основе результатов анализа, можно констатировать, что состояние профессиональной мотивации зависит от того, оценивает ли студент учебную деятельность в сравнении с его собственными, реальными возможностями.

Заключение

Со школьной скамьи необходимо проводить работу по воспитанию сознательного выбора профессии. Профессиональное самоопределение молодежи должно осуществляться в ходе специально организованной научно - практической деятельности. На основе результатов анализа, можно констатировать, что состояние профессиональной мотивации зависит от того, оценивает ли студент учебную деятельность в сравнении с его собственными, реальными возможностями. В процессе обучения следует проводить дополнительную воспитательную работу со студентами с поверхностной ориентацией. Возможно, в процессе обучения они изменят свою мотивацию.

Просмотров работы: 6242