РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нами было проведено исследование по развитию внимания в старшем дошкольном возрасте. Исследование проводилось на базе подготовительной группы детского сада «Малыш» Ивановского района. В исследовании принимали участие 20 человек, 11 мальчиков и 9 девочек. Исследование состоит из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На первом этапе нами выявлен уровень развития внимания у детей данной группы.

На втором этапе была апробирована развивающая программа, направленная на развитие свойств внимания.

Третий этап исследования позволил выявить эффективность применения развивающей программы.

Задачи исследования:

1. Апробировать программу исследования (проведение организационной работы по отбору испытуемых, выбор методик исследования, подготовка стимульного материала);

2. Изучить свойства внимания старших дошкольников (объём, переключение и распределение, продуктивность и устойчивость).

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методики: ««Проставь значки», «Запомни и расставь точки», «Кольца Ландольта».

Из проведённого обследования мы сделали выводы, что показатель распределения и переключения внимания у 19 (95%) детей очень низкий и у 1 (5%) ребёнка низкий, но зато объём внимания у трёх (15%) детей очень высокий, у восьми (40%) – высокий, у семи (35%) – средний и низкий только у двух (10%) детей. У пятнадцати детей (75%) продуктивность низкая и только у пяти (25%) – средняя, но зато устойчивость внимания у троих (15%) очень высокая, у пяти – средняя (25%), а у двенадцати (60%) - высокая. Мы можем сделать вывод, что одни слаборазвитые качества детей компенсируются за счёт развития других качеств.

Формирующий этап включал в себя апробацию программы по развитию свойств внимания.

Цель программы: развитие свойств внимания ребёнка старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1. Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания.

2. Формировать концентрацию внимания.

3. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

Форма организации: групповая (не более 10 человек), смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.

Продолжительность: краткосрочная, время проведения – 25 минут, 2 раза в неделю. Это обусловлено тем, что для детей старшего дошкольного возраста такая продолжительность занятий является оптимальной, не вызывает переутомления.

Этапы проведения работы:

1. Ориентировочный этап - даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.

2. Развивающий этап - непосредственно развивающая работа, в данном случае - развитие основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения.

3. Итоговый этап - закрепление, подведение итогов проведённой работы.

После проведённой развивающей работы нами была проведена повторная диагностика. Для диагностики были использованы те же методики, что и на первом этапе – констатирующем.

Из проведённого повторного исследования мы сделали выводы, что показатель распределения и переключения внимания стал у 6 (30%) детей очень низкий и у 14 (70%) детей низкий, объём внимания у десяти (50%) детей очень высокий, у семи (35%) – высокий, а средний только у трёх (15%) детей. У четырёх (20%) детей продуктивность низкая, а средняя у шестнадцати (80%) ребят, но зато устойчивость внимания у пяти (25%) детей очень высокая, у четырнадцати (70%) – высокая и лишь у одного (5%) – средняя. Мы можем сделать вывод, что в результате формирующего эксперимента нам удалось улучшить показатели тех или иных свойств внимания.

Сводный результат

Методика «Проставь значки»

Этап

Распределение и переключение внимания

 

Очень низкий

Низкий

Констатирующий

19 человек (95%)

1 человек (5%)

Контрольный

6 человек (30%)

14 человек (70%)

Сводный результат

Методика «Запомни и расставь точки»

Этап

Объем внимания

 

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Констатирующий

3 человека (15%)

8 человек (40%)

7 человек (35%)

2 человека (10%)

Контрольный

10 человек (50%)

7 человек (35%)

3 человека (15%)

0%

Сводный результат

Методика «Кольца Ландольта»

Этап

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

 

Продуктивность

Устойчивость

Продуктивность

Устойчивость

Продуктивность

Устойчивость

Продуктивность

Устойчивость

Констатирующий

0%

3 чел. (15%)

0%

12 чел. (60%)

5 чел. (25%)

5 чел. (25%)

15 чел. (75%)

0%

Контрольный

0%

5 чел. (25%)

0%

14 чел. (70%)

16 чел. (80%)

1 чел. (5%)

4 чел. (20%)

0%

Исследование свойств внимания, несомненно, включает многочисленные неразрешённые вопросы, как на физиологическом уровне, так и на психологическом уровнях. Однако факты, приведённые в работе, показывают, что существуют индивидуальные различия во внимании, и мы в состоянии их зарегистрировать. Также можно сделать вывод о том, что в задачу формирования внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, чёткая организация выполняемой деятельности, конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для выполняемой деятельности.

Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешённые и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приёмы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать своё внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.

Просмотров работы: 2242