Нами было проведено исследование по развитию внимания в старшем дошкольном возрасте. Исследование проводилось на базе подготовительной группы детского сада «Малыш» Ивановского района. В исследовании принимали участие 20 человек, 11 мальчиков и 9 девочек. Исследование состоит из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На первом этапе нами выявлен уровень развития внимания у детей данной группы.
На втором этапе была апробирована развивающая программа, направленная на развитие свойств внимания.
Третий этап исследования позволил выявить эффективность применения развивающей программы.
Задачи исследования:
1. Апробировать программу исследования (проведение организационной работы по отбору испытуемых, выбор методик исследования, подготовка стимульного материала);
2. Изучить свойства внимания старших дошкольников (объём, переключение и распределение, продуктивность и устойчивость).
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методики: ««Проставь значки», «Запомни и расставь точки», «Кольца Ландольта».
Из проведённого обследования мы сделали выводы, что показатель распределения и переключения внимания у 19 (95%) детей очень низкий и у 1 (5%) ребёнка низкий, но зато объём внимания у трёх (15%) детей очень высокий, у восьми (40%) – высокий, у семи (35%) – средний и низкий только у двух (10%) детей. У пятнадцати детей (75%) продуктивность низкая и только у пяти (25%) – средняя, но зато устойчивость внимания у троих (15%) очень высокая, у пяти – средняя (25%), а у двенадцати (60%) - высокая. Мы можем сделать вывод, что одни слаборазвитые качества детей компенсируются за счёт развития других качеств.
Формирующий этап включал в себя апробацию программы по развитию свойств внимания.
Цель программы: развитие свойств внимания ребёнка старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания.
2. Формировать концентрацию внимания.
3. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.
Форма организации: групповая (не более 10 человек), смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.
Продолжительность: краткосрочная, время проведения – 25 минут, 2 раза в неделю. Это обусловлено тем, что для детей старшего дошкольного возраста такая продолжительность занятий является оптимальной, не вызывает переутомления.
Этапы проведения работы:
1. Ориентировочный этап - даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.
2. Развивающий этап - непосредственно развивающая работа, в данном случае - развитие основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения.
3. Итоговый этап - закрепление, подведение итогов проведённой работы.
После проведённой развивающей работы нами была проведена повторная диагностика. Для диагностики были использованы те же методики, что и на первом этапе – констатирующем.
Из проведённого повторного исследования мы сделали выводы, что показатель распределения и переключения внимания стал у 6 (30%) детей очень низкий и у 14 (70%) детей низкий, объём внимания у десяти (50%) детей очень высокий, у семи (35%) – высокий, а средний только у трёх (15%) детей. У четырёх (20%) детей продуктивность низкая, а средняя у шестнадцати (80%) ребят, но зато устойчивость внимания у пяти (25%) детей очень высокая, у четырнадцати (70%) – высокая и лишь у одного (5%) – средняя. Мы можем сделать вывод, что в результате формирующего эксперимента нам удалось улучшить показатели тех или иных свойств внимания.
Сводный результат
Методика «Проставь значки»
Этап |
Распределение и переключение внимания |
|
Очень низкий |
Низкий |
|
Констатирующий |
19 человек (95%) |
1 человек (5%) |
Контрольный |
6 человек (30%) |
14 человек (70%) |
Сводный результат
Методика «Запомни и расставь точки»
Этап |
Объем внимания |
|||
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Констатирующий |
3 человека (15%) |
8 человек (40%) |
7 человек (35%) |
2 человека (10%) |
Контрольный |
10 человек (50%) |
7 человек (35%) |
3 человека (15%) |
0% |
Сводный результат
Методика «Кольца Ландольта»
Этап |
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
Продуктивность |
Устойчивость |
Продуктивность |
Устойчивость |
Продуктивность |
Устойчивость |
Продуктивность |
Устойчивость |
|
Констатирующий |
0% |
3 чел. (15%) |
0% |
12 чел. (60%) |
5 чел. (25%) |
5 чел. (25%) |
15 чел. (75%) |
0% |
Контрольный |
0% |
5 чел. (25%) |
0% |
14 чел. (70%) |
16 чел. (80%) |
1 чел. (5%) |
4 чел. (20%) |
0% |
Исследование свойств внимания, несомненно, включает многочисленные неразрешённые вопросы, как на физиологическом уровне, так и на психологическом уровнях. Однако факты, приведённые в работе, показывают, что существуют индивидуальные различия во внимании, и мы в состоянии их зарегистрировать. Также можно сделать вывод о том, что в задачу формирования внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, чёткая организация выполняемой деятельности, конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для выполняемой деятельности.
Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешённые и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приёмы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать своё внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.