В данной работе выдвигается гипотеза о том, что движение менестрелей - это историческое явление, сохранившееся до наших дней, ставится цель: изучить движения менестрелей как историческое явление, при этом решаются задачи: дать определение понятию «менестрель», проследить эволюцию движения менестрелей, рассмотреть современных российских менестрелей, как носителей исторической культуры в целом.
Слово «менестрель» происходит от латинского «ministerialis» - слуга, затем во французской интерпретации «menestrel» становится нарицательным именем для певца, (в том числе и женского рода). В XII в., когда менестрели только появились, так называли лиц, находящихся на службе у сеньора, и ими не обязательно были поэты или музыканты, (хотя среди таких слуг нередко встречались оные, главные конкуренты странствующих певцов). Странствующими певцами считались трубадуры, (появились во французской провинции Прованс, «трубадур» с прованского наречия обозначает «искусство сочинять»). Трубадуры имели хороший доход, в отличие от менестрелей – они сочиняли песни по своему усмотрению, чем привлекали внимание феодалов и простых людей. Если песня нравилась кому-то – исполнителя щедро одаривали монетами и подарками.
Во Франции менестрелями называли служителей короля. К примеру, у короля Ричарда Львиное Сердце это был известный Блондель. Еще ранее термин менестрель указывал на начальника королевской капеллы1. Функция придворных менестрелей состояла в воспевании и прославлении подвигов своих господ-феодалов. А отсюда недалеко уже и до функции распорядителей придворных церемоний и, в частности, рыцарских турниров. Вполне вероятно, что странствующие менестрели, чьё искусство было востребовано при дворах европейских феодалов, накопили опыт в распознавании гербов, постоянно их окружавших. Древнейшим из известных поэтов-герольдов был Конрад Вюрцбургский, живший в XIII веке.
В XIII в. слово менестрель вытеснило термины «трувер» и «жонглер» (франц. Jongleur), обозначая затейника всякого рода. Часто упоминаются менестрели, которые владели благородными ленами, у них был титул Sire de...
Понятие менестрель получило в XIV в. более широкий смысл, и стало означать художника. Иногда под ним понимали только певца и музыканта. Последнее значение слова «менестрель» корпорации (menestrandie), такая в Париже в 1331 г. имеет своего патрона, свои грамоты. Во главе стоит король Менестрелей или прево св. Юлиана, вступить в корпорацию можно по экзамену, туда могут вступить и женщины. Менестрели селятся в основном на улице, от них она получила название St. Julien des menetriers. Близки менестрелям были и ваганты. Ваганты (от лат. vagauntes — «бродячие») — бывшие священники, монахи, школяры. Они убегали из монастырей, где учились, бродили по городам и весям и исполняли песни собственного сочинения. Например, пародии на дурных служителей церкви: «Всепьянейшая литургия» или «Ослиная месса». В них по лытыни звучат очень даже непристойные тексты. Об этих поющих скитальцах Европа узнала в 12-13 вв. Застольные, студенческие (в том числе «Гаудеамус», сатирические и любовные творения вагантов писались на латыни.
В конце XIV в. Менестрели резко отделились от жонглеров-фигляров, стали специалистами-музыкантами и занимались танцами. В 1407 г. они получили новый патент от Карла VI, так они просуществовали до XVIII в. включительно. Затем, в Англии в 1381 г., в Стаффордшире как и во Франции, создали корпорацию под названием двора Менестрель, у которой тоже был король. В XIV—XVIII вв. менестрелями звали музыкантов, выступавших в сельской местности и на ярмарках. Термин «менестрель» в памяти общества возобновился благодаря представителям новоромантической школы. Вальтер Скотт собрал народные баллады в 1802-1803 гг. в сборнике «Minstrelsy of the Scottish Border», а в 1805 г. вышла в свет его знаменитая поэма «Lay of the last Minstrel» («Песнь последнего менестреля»).Это его вторая попытка писать в эпическом жанре, подражая древнему стихосложению – в руки Скотта попала Окинлекская рукопись (названная в честь её последнего владельца, Александра Босуэлла из Окинлека), содержавшая 44 текста, основу которых составляли неизвестные средневековые романы. Изначально рукопись содержала 57 произведений, но после профессора Абердинского университета количество сократилось – педагог не нашел ничего лучше, чем делать из древнего манускрипта обложки для своих тетрадей. Основной темой была история Франции, Англии, приключения в Азии, герои Средневековья2, верность сюзерену3, чувства к прекрасным дамам, (одним из качеств средневекового рыцаря являлось умение писать стихи к даме сердца), приключения и переезды.
В ХХ в. движение возрождается. Менестрели, начиная с XX в. - поэты-музыканты и исполнители авторской песни (профессионалы или любители) в среде толкинистского фэндома, в том числе, на ролевых играх.
Стоит различать бардов и менестрелей. Менестрели – по большей части ролевики, тексты песен которых уходят в историю. Через музыку современных менестрелей легко отслеживается история Средневековья, попытка подражания текстам тех времен, культурная, литературная и историческая ценность.
Нередко проскальзывает тема Святой инквизиции – особой популярностью пользуется сюжет романтических чувств между инквизитором и ведьмой, (пример – Тэм Гринхилл и Йовин – «Ведьма и инквизитор»). В наши дни менестрели процветают и в России, хотя в Средневековье особого внимания на них не заостряли – как таковые трубадуры существовали, но в крайне малом количестве.
Представителями современных менестрелей являются такие исполнители как Джем (Ольга Волоцкая), Тэм Гринхилл, Йовин, Лора Бочарова, Канцлер Ги, Хельга-эн-Кенти, Тампль, Тол Мириам и другие. Иногда к менестрелям причисляют и группу «Мельница». Основные мотивы менестрелей – французская история. Здесь речь идет и об Ришелье (Лора Бочарова – Граф со шрамом), и об ордене тамплиеров (Канцлер Ги, альбом «Tample memories), и о царствующих особах. Но, несмотря на исторический подтекст, сохраняется одна черта, присущая и средневековым менестрелям – вера в идеальную и чистую любовь, которую восхваляли несколько веков назад. Так же излюбленная тема современных менестрелей – петь о менестрелях давно ушедшего времени, посвящать им строки. Так, к Бертрану де Борну4, средневековому поэту, есть несколько посвящений от менестрелей-современников – Тэма Гринхилла и Канцлера Ги.
Менестрели появились в начале XII века как служители, и со временем значение этого слова менялось. История делала их, то слугами, то певцами, то танцорами, то художниками, и лишь к XIV в. устоялось значение музыканта, сочиняющего музыку и стихи. Основной инструмент менестреля – лютня, хотя вначале главным их оружием был сам голос. Ближе к 18 в. про менестрелей начинают забывать, но Вальтер Скотт возрождает интерес к менестрелям. Позднее интерес снова утихнет, и лишь в современности начнется очередной расцвет менестрелей. Темы творчества из века в век оставались похожими, но если когда-то тексты были – частью истории, составляющих эпоху, то сейчас менестрели возвращаются к прошлым годам, прошлым событиям, истории Франции и Англии, но чаще всего – Франции. Никуда не уходит темы верности сюзерену, любви, королевских особ и восхвалений.
Библиографический списокИнтернет-ресурс Свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org
Интернет-ресурс www.bard-pesnya.ru
Интернет-ресурс Научной электронной библиотеки «Киберленинка» - cyberleninka.ru
Интернет-ресурс - dic.academic.ru
Интернет-ресурс - www.russianplanet.ru
Интернет-ресурс - menestrels.upperwood.ru
Интернет-ресурс - filofone.com
Интернет-ресурс - www.menestrels.ru
1 христианский храм в королевском дворце, который не находится под юрисдикцией епископа епархии, в которой он расположен, а подчиняется настоятелю королевской капеллы, после него лорд-гофмейстеру и, наконец, монарху
2 Из 18 романов 2 относились к истории Франции, пять – истории Англии, шесть – английские герои, четыре – приключения в Азии и одна дидактическая поэма.
3 Сюзере́н (фр. suzerain от старофр.: suserain) — тип крупного феодального правителя, власть которого основана на вассальном подчинении ему более мелких феодалов, получавших от сюзерена право на часть земли (феод) в его владениях.
4 Бертра́н де Борн (фр. Bertran de Born, около 1140—1215) — трубадур, один из крупнейших поэтов средневекового Прованса, представитель средневековой провансальской литературы.