Цель исследования: выяснить, являются ли подрельсовые основания из полимерных и композитных материалов совершенным шпалами и какие потенциальные возможности использования имеют.
В настоящее время на Российских железных дорогах применяются в основном железобетонные и деревянные шпалы, а так же на незначительном протяжении путей – металлические. Однако ни один из этих видов шпал не обеспечивает в полной мере соответствия требованиям. В процессе эксплуатации деревянных, железобетонных и металлических шпал выявлены следующие недостатки.
Недостатки деревянных шпал: сравнительно небольшой срок службы (15... 18 лет); значительный расход деловой древесины; слабое сопротивление поперечному сдвигу.
Недостатки железобетонных шпал: сложность и экономическая неэффективность утилизации; высокая жесткость, которая вызывает сравнительно быстрый износ рельсов и бандажей колесных пар; большая масса; электропроводность.
Недостатки металлических шпал: высокая электропроводимость; коррозия; шум, возникающий при движении поезда по металлическим шпалам.
Перечисленных недостатков удается избежать в композиционных шпалах, представляющих собой композицию, состоящую из традиционной деревянной шпалы с покрытием на основе смеси полиуретана с резиновой крошкой, полностью изолирующей изолирующими поверхность древесины от воздействия окружающей среды.
Конкурентными преимуществами данной конструкции являются:
срок эксплуатации - 30 лет;
низкий уровня шума и вибрации при прохождении поездов;
температурный интервал работоспособности шпал с покрытием от минус 50С до плюс 80С;
высокие показатели прочности на сжатие, изгиб, сдвиг;
отсутствие гниения, растрескивания, раскалывания и деформации древесины;
снижение потребления деловой древесины более чем вдвое (т.к.повышается срок службы шпалы);
не требуется резиновых подкладок;
В отличие от деревянных шпал композиционные шпалы обеспечивают экологическую безопасность, так как почва под путевым полотном и балластный слой не загрязняется вредными химическими соединениями (креозотом, солями фосфора, магния и органическими смолами).
В последние годы ведутся работы по созданию шпал целиком из полимерных материалов, например полимерные шпалы в виде пространственной ячеистой сотовидной конструкции. В качестве полимерного материала может быть использован стеклопластик со связующим в виде термореактивной синтетической смолы. Достоинства полимерных шпал:
конструктивная и технологическая простота шпалы;
малая материалоемкость;
высокая точность геометрических параметров;
высокая сопротивляемость продольным и поперечным смещениям;
высокие показатели прочности, износостойкости, упругости и диэлектричности.
Таким образом композитные и полимерные материалы имеют ряд положительных свойств выгодно отличающих их от традиционных дерева и железобетона. Однако для оценки целесообразности их массового применения необходимо провести цикл испытаний. Так, например, предложенные композитные и полимерные материалы должны пройти серьезные испытания на сопротивляемость интенсивным динамическим и температурным нагрузкам.
Список использованной литературы:
Крейнис З.Л., Певзнер В.О. Железнодорожный путь: Учебник. М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2009.
http://www.koltech-stroy.ru/materials/shp.php [Электронный ресурс].
Патент № 2427679 Российская Федерация. Шпала на основе ячеистого каркаса.