На сегодняшний день в России эксплуатируется более 40 млн. единиц автомобилей. Для очистки масла и функционирования машин применяются масляные фильтры. Принимая во внимание статистические данные по среднегодовому пробегу автомобилей и частоту замены масла можно сказать, что на один автомобиль приходится около 4 фильтров в год. Следовательно, количество расходуемых на весь автопарк России фильтров составляет несколько сот миллионов штук. По приблизительным оценкам, в одной толькоМоскве за год набирается более 10 миллионов единиц или 1000 т подлежащих утилизации масляных фильтров[1].
Как правило, из-за отсутствия центров утилизации и пунктов сбора, масляные фильтры часто просто выбрасывают, и они оказываются на свалках. Как только масляный фильтр оказывается резьбовой частью вниз, из него моментально вытекает до 15% отработанного автомобильного масла. Так же масло может вытекать вместе с попавшей в фильтр дождевой водой. С течением времени капсула подвергается коррозии, в местах которой образуютсяотверстия, из которых в дальнейшем вытекает оставшееся масло. Отработанное масло, поступая в окружающую среду, загрязняет почву и воду. Особо опасны в таких случаях синтетические разновидности масел. С целью улучшения экологической ситуации данные фильтры следует утилизировать[2].
Масляные фильтры имеют большое разнообразие форм и размеров, что усложняет технологию их утилизации.
Для упрощения технологии утилизации отработанных масляных фильтров необходимо применять раздельный сбор отходов. Данную задачу можно решить применением специальных емкостей для сбора фильтров, конструкция которых позволила бы разделять фильтры по типоразмерам и отделять их от отработанного масла.
Анализ патентных источников показывает, что в настоящее время существует контейнер для сбора отработанных масляных фильтров(RU2359891), который включает в себя корпус контейнера и замок для его отпирания. Согласно изобретению замок для отпирания контейнера и непосредственного прохождения через него отработанных масляных фильтров выполнен в виде отверстия с выпуклыми и вогнутыми краями, соответствующими выпуклым и вогнутым поверхностям отработанного масляного фильтра, который выполняет функцию ключа к замку для отпирания контейнера. Данная конструкция позволяет обеспечивать возможность их сортировки по типоразмерам для осуществления последующей утилизации.
В данном устройстве не решается задача отделения масла от отработанных масляных фильтров, что в значительной степени усложняет процедуру их последующей утилизации.
На предприятиях зачастую фильтры хранятся в подручных накопителях и не позволяют вести речь о развитии системы раздельного сбора и учета отходов, а как следствие говорить о цивилизованной переработке.
Разработка конструкций накопителей должна быть направлена на возможность раздельного сбора разных сортов масел (минеральных, синтетических и полусинтетических), удобство слива и дальнейшей погрузки масел на транспортные средства, осуществляющие сбор масел и фильтров, возможность быстрого перемещения контейнеров, доступного обслуживания, снижения занимаемой площади в производственных помещениях.
Учитывая данные особенности разработка конструкций накопителей для сбора масляных фильтров должна быть направлена на снижение затрат на утилизацию в части повышения эффективности раздельного сбора масляных фильтров. Поэтому необходимо применение такой конструкции, которая позволила бы производить не только раздельный сбор фильтров по типоразмерам, но и предварительно очищать их от масла.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Буцко, Ф. Утилизация масляных фильтров // HengstFilter: URL:http://hengst.ru/media/nar0502.php
2 http://recovery-eko.ru/filtry-maslyanye-otrabotannye
3 Патент на полезную модель 2359891 РФ, МПК В65F1 /00. Контейнер для сбора отработанных масляных фильтров [Текст] / Г.А. Колтунов; патентообладатель Г.А. Колтунов ; № 2007104112/12 ; заявл. 05.02.2007 ; опубл. 27.06.09.