УДИВИТЕЛЬНАЯ КРАСОТА НОЧНОГО ПЕЙЗАЖА В СТИХОТВОРЕНИИ С. ЕСЕНИНА «НОЧЬ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УДИВИТЕЛЬНАЯ КРАСОТА НОЧНОГО ПЕЙЗАЖА В СТИХОТВОРЕНИИ С. ЕСЕНИНА «НОЧЬ»

Сотникова О.С. 1, Кожушкова Н.В. 2
1Магнитогорский государственный университет
2Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (21 сентября) 1895г. в селе Константиново Рязанской губернии в зажиточной крестьянской семье.

Его отец, Александр Никитич, вышел из крестьянского сословия, перебрался в Москву и стал приказчиком купца. Мать, Татьяна Федоровна Титова, также уходила в город на заработки. Воспитывал мальчика дед Федор Андреевич Титов.

Первая публикация стихов Есенина появилась в начале 1914 г. в журнале «Мирок».

Весной 1915г. Есенин оставляет жену и сына и перебирается в Петроград, где, как он считал, было больше возможностей добиться признания. В Петрограде молодой поэт стремительно ворвался в литературную элиту: познакомился с А. Блоком, З. Гиппиус и Д. Мережковским, наведался в Царское Село к Ахматовой и Гумилеву, познакомился с С. Клычковым, Н. Клюевым, С. Городецким которые оказали большое влияние на раннее творчество Есенина.(4, с.31)

Для Есенина стали открыты литературные салоны, его стихи печатали «Северные записки», «Русская мысль», «Ежемесячный журнал».

29 января 1919 в Московском отделении Всероссийского союза поэтов прошел первый поэтический вечер имажинистов. На следующий день вышла Декларация в воронежском журнале «Сирена» (№ 4) и позже в газете «Советская страна» (М., 1919, 10 февр.), в которой были провозглашены принципы творчества «передовой линии имажинистов». Под ней подписались поэты: С. А. Есенин, Р. Ивнев, А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич.

ИМАЖИНИЗМ (от фр. и англ. image - образ) - литературно-художественное течение, возникшее в России впервые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.(5)

Имажинисты вели борьбу против тематически содержательного определения искусства: «Искусство, построенное на содержании, искусство, опирающееся на интуицию…, искусство, обрамленное привычкой, должно было погибнуть от истерики». Как и футуристы, имажинисты претендовали на звание подлинных мастеров формы, освобождающих ее «от пыли содержания». «Аритмичность, аграмматичность и бессодержательность - вот три кита поэзии грядущего завтра». Имажинисты выдвигали требование: «Быт надо идеализировать и романтизировать…»

Группа имажинистов организовала на артельных началах и уже приступила к печатанию следующих книг: «ИМАЖИНИСТЫ». Сборник - манифесты, статьи, проза, рисунки; «ПЛАВИЛЬНЯ СЛОВ» - стихи, проза; «ДВУРЯДНИЦА». 1. Есенин. «Пантократ» (поэма), А. Мариенгоф. «Мария Магдалина» (поэма); Анатолий Мариенгоф. «ВЫКИДЫШ ОТЧАЯНИЯ», стихи, и «КОНДИТЕРСКАЯ СОЛНЦ», стихи; С. Есенин. «СТИХИ», «КЛЮЧИ МАРИИ» (теория имажинизма)…»(5)

Так появилась теоретическая школа имажинизма, впоследствии получившая огромную известность среди читающей публики, и принесшая славу своим создателям.

Пейзажная лирика Есенина является лучшей частью его творчества. Увлечение и тихую радость, любование и обожествление – все оттенки благоговения перед дивом родной природы мы найдем у поэта («Выткался на озере алый свет зари», «Весенний вечер», «Береза», «Восход солнца», «Звезды», и др.).

К пейзажной лирике относится и стихотворение «Ночь». Впервые это стихотворение было опубликовано в журнале «Юность» в 1957 году вместе с другими произведениями поэта под общим заголовком «Сергей Есенин. Неопубликованные и малоизвестные стихи». Это стихотворение было написано в 1911 году и относится к разряду тех, которые не вошли в собрание стихотворений.(4, с.120)

Идейно-художественный анализ начинаем с анализа названия стихотворения, который целесообразно проводить в три этапа: лексическое значение, ассоциативный план и эмоциональное значение.

Словарь Ожегова дает такое определение слову «ночь»: Часть суток от захода до восхода солнца, между вечером и утром. Тёмная, глубокая н. До ночи и до ночи. Уехать в ~ (~ю). На ~ (перед тем, как ложиться спать). (2, с. 456)

Согласно русскому ассоциативному словарю у большинства людей лексические ассоциации, вызванные этим словом связанны с романтикой, сном, одиночеством, покоем, тишиной.(3, с. 450)

Уточняя эмоциональное значение слова «ночь», следует отметить, что особых эмоций оно не вызывает, следовательно, его можно считать стилистический нейтральным. Но с этим словом можно связать возможность остаться наедине со своими мыслями, отдохнуть от шумного дня, побыть в покое, заглянуть в себя и поразмыслить, остаться один на один со своими чувствами.

Так как название стихотворения состоит из одного существительного, то читатель может предположить, что стихотворение будет посвящено описанию ночи, ее свойствам. А так как стихотворение принадлежит поэту-имажинисту, то можно догадаться, что содержание его будет насыщено яркими образами, помогающими выразить все ощущения автора.

После лексической работы над названием переходим к непосредственному анализу стихотворения.

С первых строк мы видим, что стихотворение написано легко и просто, каждое слово рисует и воссоздает нам картину ночи. Описывая ночь, автор как бы воссоздает спящий мир, тишину, которая окружает все вокруг. Нет ни звука: « Тихо дремлет река, темный бор не шумит. Соловей не поет, И дергач не кричит», при этом неоднократно используя отрицательную частицу «не» поэт подталкивает читателя рисовать в своём воображении совершенно иную картину, где всё наоборот: бор шумит, соловей поёт и дергач кричит, т. е. не ночь, а день. Во втором четверостишии появляется само слово «ночь» и слово «тишина»; вокруг слышно только как « ручеек журчит», да видно, как «блеском своим луна все вокруг серебрит». Перед нами возникает непосредственно образ ночи, тишины, покоя вокруг. Вся природа будто бы заснула. Поэт воссоздает цвета, присущие именно ночи: это темный бор, серебро луны. Перед взором действительно возникает ночь, заснувшая природа, тишина и умиротворенность. Такое описание ночи в стихотворении действительно заставляет поверить в силу образа, к которому прибегает автор на протяжении всего стихотворения. С помощью этих образов мы можем увидеть и услышать все звуки ночи, всю ту красоту ночного пейзажа, который описывается Есениным: « темный бор не шумит», река дремлет, все отражается в серебристом блеске луны. Вокруг тишина. И мы можем слышать эту тишину, видеть сон природы, освященной луной. Любование и обожествление – все оттенки благоговения перед дивом ночи.

Из народного искусства Есенин берет осознание неразрывной связи между человеком и природой, и важнейшим принципом его художественного мышления становится стремление к всеобщей гармонии, ко всему существующему. Люди, животных, растения, стихии и предметы - за Есениным, дети единой матери-природы, которую в его поэзии мы видим, как очеловеченную. Поэт ощутил себя природой, частью ночи.(4, с. 220)

Природа, река, соловей, ручеек, луна – это тот естественный мир, в единстве с которым человек может быть счастливым.

Перед нами очень ясно проходит образ природы, погруженной в ночь, в забытье. Ночь – это фон природы, словно затаившей свое дыхание. Время как будто замерло, оно тоже уснуло, для него тоже словно наступила ночь.

Стихотворение насыщено метафорой, стилистическими фигурами, множеством образов, тропами. Это мы понимает уже с первого четверостишия. В первом предложении присутствует инверсия (дремлет река), олицетворение (дремлет река), слова, создающими слуховые ощущения (тихо дремлет река, соловей не поет, дергач не кричит). Увидеть насыщенность красок ночи нам так же помогает прилагательное «темный», экспрессивно - эмоциональное по семантике. Образ тишины также воссоздают глаголы (не шумит, не кричит).

Втрое четверостишие начинается с назывного предложения и со стилистической фигуры - парцелляции (Ночь. Вокруг тишина.). Тут появляется образ луны, которая «все вокруг серебрит», звуковые ощущения журчания ручейка, который еще не спит, олицетворение (луна серебрит).

Третье четверостишие насыщенно цветовой характеристикой; в нем три раза повторяется глагол «серебрится» - анафора, предложения в нем построены в обратном порядке – тут автор прибегает к помощи инверсии. Все это создает картину ночи, залитую серебристым цветом.

Четвертое четверостишие почти повторяет второе, в нем лишь одна новая строчка – « в природе все спит», то есть если во втором четверостишии еще журчит ручеек, то в четвертом наступает тишина во всем – образ природы целиком погружается в ночь и затихает. Четвертое, так же, как и второе, начинается с назывного предложения, в нем есть парцелляция (Ночь.), звуковые характеристики (вокруг тишина), но оно как бы подводит черту всему стихотворению, является итогом – все замерло, все уснуло. Полная тишина, которую слышит и читатель.

Конкретное время нам ясно с самого начала стихотворения – ночь (в данном случае конкретное время суток), на что указывают глаголы несовершенного вида, настоящего времени (журчит, шумит, спит, серебрит).

Особенность построения предложений данного стихотворения в том, что они объединяются одним и тем же типовым значением в синтаксическое целое, в данном случае выражают состояние окружающей среды. Это, так называемая, соположенность предложений.

Таким образом, с помощью стилистических фигур, тропов поэт старается передать читателю всю глубину свих эмоций, все чувства своей души, связанные с пейзажем природы на фоне ночи, ведь ночь – источник покоя, тишины, которых так не хватает душе автора. Ночь – время суток романтиков, стремящихся мечтать в это время суток о грандиозном, утопическом, вселенском, это время, когда хочется кричать, выражать свои чувства, говорить о прекрасном и мечтать о счастливом будущем. Ночью чувственное и рациональное осознание мира уступает место бессознательному и фантастическому.

Возвращаясь к началу произведения, мы видим, что наши ожидания в целом оправдались: ассоциативные и лексические значения совпали с основным значением. Образ ночи приобретает индивидуальный авторский смысл. Ночь – это параллель с душой автора, и эта параллель проходит через все стихотворение. Его душа тоже словно хочет погрузиться в эту ночь, слиться с ней, как сливается природа, и тихо дремать, в покое и тишине. Ночь – не просто время суток, это удивительное явление, предусмотренное Вселенским разумом; поэт не изображает ночь какого-либо конкретного места, а будто бы охватывает космические масштабы в своем изображении, показывая тишину и покой во Вселенной.

Таким образом, стихотворение обладает удивительным, глубоким художественным воздействием. Читатель наслаждается картиной ночи, тишиной, умиротворенностью и покоем, описываемых в этом стихотворении. Ночь – время, когда обнажаются чувства, когда в темноте можно скрыть то, что при свете дня не спрятать. Но за ночью неизменно вновь настанет утро. И все возвратится на круги своя. На место царства и тишины ночи придет царство света, тепла солнца. И это неизменно. Так будет всегда. Четкость образного воплощения, чуткое восприятие фольклора – вот, что лежит в основе художественного изыскания Есенина.

Список литературы

  1. Есенин С. А. Полное собрание сочинений в 7 томах. — М.: Наука; Голос, 1996. — Т. 4. [Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений»]. — С. 16.

  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.; Российская академия наук. Институт рус. яз. им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 928с.

  3. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т.1 от стимула к реакции: ок. 7000 стимулов/ Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Р. Тарасов. – М.: ООО « Издательство Астрель»: ООО « Издательство Аст», 2002. – 784с.

  4. Харчевников В.И. С.А. Есенин и русская поэзия начала ХХ века. Л., 1982. – 485с.

  5. http://ru/Имажинизм

НОЧЬ

Тихо дремлет река.Темный бор не шумит.Соловей не поет,И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.Ручеек лишь журчит.Своим блеском лунаВсе вокруг серебрит.

Серебрится река.Серебрится ручей.Серебрится траваОрошенных степей.

Ночь. Вокруг тишина.В природе все спит.Своим блеском лунаВсе вокруг серебрит.

1911—1912

Просмотров работы: 6123