УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Черкашина А.Д. 1, Хачересова К.А. 1, Бабенко О.С. 1
1Ростовский Государственный Строительный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о качестве продукции, выпускаемой в России, в том числе и продукции строительства.

Качество строительной продукции  основной фактор, влияющий на экономичность и рентабельность законченного строительством объекта, обеспечивающий его надежность и долговечность.

Улучшение качества строительной продукции – закономерный процесс, который отражает объективную тенденцию развития общественного производства. Он характеризует суть рыночных отношений, рассматривающих качество как основную меру в общем восприятии предложения. Высококачественная продукция всегда востребована потребителями.

Основными методами управления качества являются контроль и надзор. Контроль проводится путем проверок соответствия выполняемых работ, а так же различного рода обязательным требованиям. Строительный контроль осуществляется подрядной организацией, непосредственно ведущей строительство объекта. Одновременно строительный контроль проводится техническим заказчиком. Он вправе в любое время проверять ход и качество работ, выполняемых генеральным подрядчиком. Наряду с контролем за строительной деятельностью, осуществляется надзор за ней. Главной задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и профилактика нарушений; допускаемых застройщиком, заказчиком или подрядчиком. Саморегулирование так же является средством воздействия на качество продукции. С помощью саморегулирования можно значительно снизить государственное присутствие в экономике. В рамках саморегулирования широко используется сертификация строительной продукции. Обязательность наличия у участников строительной деятельности сертификатов поставлена в зависимость от усмотрения конкретных саморегулируемых организаций (СРО). Саморегулирование конечно немного подталкивает предприятия к совершенствованию качества, хотя делает это опосредованно, то есть экономическими методами. Именно экономический фактор побуждает членов СРО к высококачественной деятельности [1].

Затрагивая тему саморегулирования в Ростовской области, необходимо отметить, что созданные в 2009 -2010 гг. СРОС (саморегулируемые организации в строительстве) к настоящему времени прошли первый этап своего развития. Этот этап характеризуется, решением комплекса организационных вопросов связанных с отбором строительных организаций в члены СРО. В настоящее время в рамках СРОС идет обсуждение тех вопросов, которые необходимо решить строительному сообществу по обеспечению качества строительства и внедрения систем менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями ИСО 9001:2008.

По мнению ряда экспертов существующая система государственного строительного контроля уже не позволяет участникам рынка создать систему управления качеством строительства, которая сможет удовлетворить общество[2]. В этих условиях саморегулирование с его коллективной солидарной ответственностью членов СРО может стать одним из основных регуляторов деятельности в системе контроля качества строительства. На сегодняшний день у СРО есть необходимость в налаживании работы независимых экспертов. Саморегулируемым организациям нужно взять ответственность по созданию структуры и содержания сообщества экспертов, что само по себе будет воспроизводить контроль.

Контуры системы управления качеством в строительстве представлены на рисунке (Рис. 1).

Рис. 1 - Принципиальная схема взаимодействия участников системы контроля качества в строительстве [2]

Интеграция локальной системы менеджмента качества возлагается на застройщика, которая основана регламенте, включающем требования к документообороту, также в нем указываются санкции к генпроектировщику.

Одной из основных функций управления качеством продукции – побуждение к совершенствованию характеристик качества продукции работников, принимающих непосредственное участие в ее создании. Нынешняя обстановка дает основания прибегать к разработке новой концепции жилищного строительства, а также более детальному рассмотрению в субъектах РФ. Одна из основных задач строительства – повышение качества строительной продукции выше среднего уровня (в том числе материалы для строительства, технологии возведения). Повышению качества строительства, а также увеличению жизненного цикла товара могут поспособствовать введение различных технических решений, например модификация устаревших жилых домов (увеличение этажности).

В настоящее время строительный рынок характеризуется ориентацией на потребителя. Объект строительства - это, как правило, мультифункциональные, а также в технической реализации сложные инженерные строительства, которые начинены различным оборудованием.

Наличие высококачественной продукции говорит о высоком уровне деловой репутации, а также дает гарантию заинтересованности большого числа потребителей, и, как следствие, доходных заказов. Для обеспечения высокого спроса на продукцию и оправдания веры клиентов, изготовителю необходимо учитывать их взгляды о качестве покупаемых товаров, их современные и возможные потребности. Комплексный и постоянный учет потребительской информации, в том числе негативного вида, а также их суждений по повышению качества приобретаемых товаров можно отнести к показателям, отображающим положительные и отрицательные черты производственного функционирования, что позволяет ясно понять спектр нерешенных вопросов управления.

Повышение уровня значения фигуры потребителя заранее обуславливает вероятность назначение увеличенных условий к качеству изготавливаемого продукта. По сути требования качества обладают общеобязательным уклоном. Тем временем они отмечаются в действительных договорах. Тут присутствуют характерные черты. Они состоят в том, что заключающие договор не имеют право преуменьшать требования к качеству, которые обязательны. Техническое регулирование включает в себя осуществление этих требований [3]. Техническое регулирование есть один из видов государственного управления, предполагающее применение юридического института для осуществления социально-экономической политики государства. Согласно Федеральному Закону РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», стандарт – это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, а также обязательные правила и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, переработки, реализации и утилизации, а также выполнения работ или оказания услуг. Технический регламент отличается от стандарта в том, что это документ, устанавливающий важные для осуществления требований к объекту технического регулирования изделия. Таким образом, стандарт – это образец как товара, так и хода его формирования. А техническим регламентом является метод соответствия стандартов, который заключается в безусловном соблюдении технических, а именно строительных норм и правил. Наравне со стандартами и техническими регламентами для регулирования требований качества строительной продукции применяются строительные нормы и правила (СНиПы). Их обязательное соответствие есть важная часть качественного осуществления договора строительного подряда. Требования строительных норм и правил, также как и требования стандартов и технических регламентов обязаны осуществляться, несмотря на то есть ли они в договоре.

Но заключившие договор имеют право оговорить условия к качеству производимого продукта, превышающие имеющиеся стандарты, технические регламенты и т.д. Высокие условия к качеству создаваемой продукции именуются «коммерческим» качеством. Это качество уместно при выполнении видов промышленного и гражданского строительства. Главным параметром качества законодатель установил условия договора. То есть принятие высоких критериев качества - привилегия заключивших договор. При выполнении по этому договору работы может и отвечают имеющимся стандартам, но не соблюдают условиям о коммерческом качестве, то подрядной организации, не соблюдавшей требования, необходимо понести имущественную ответственность.

Управление качеством не прекращается сдачей объекта в эксплуатацию. Исполнитель должен ликвидировать отрицательные результаты в варианте неудачного строительства. Основные способы влияния в подобных ситуациях, – это имущественная ответственность, гарантии качества [4].

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 754), подрядчик отвечает перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных технической документацией, а также обязательными для сторон строительными нормами и правилами (СНиП). Подрядчик также несет ответственность за не достижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность. В подобных моментах заказчик может на свое усмотрение спрашивать с подрядчика: или безвозмездное ликвидирование изъянов, или пропорциональное сокращение назначенной за работу цены, или компенсировать траты, полученные из-за ликвидирования обнаруженных недостатков. Т.о., имущественная ответственность за ненадлежащее строительство исполняет не одну лишь компенсационную, но и предупредительную (положительную) функцию, направленную на предостережение и профилактику похожих нарушений.

Иной превентивной и сразу восстановительным критерием является присутствие гарантий, значащих, что продукт строительной деятельности подходит всем критериям качества. Сущность гарантий содержится в том, что сразу после ввода объекта в эксплуатацию генподрядчик в определенный гарантийный срок обязуется за соответственное качество продукта строительного изготовления. В случае нахождения в этот срок недочета (недостатка, дефекта, конструктивного упущения и т.п.) поставщик, не дожидаясь какого-нибудь напоминания, должен немедленно и за собственный счет устранить их [5]. Гарантийные сроки на строительную продукцию являются длительными, позволяющие введенному в эксплуатацию объекту показать все свои незащищенные места. Длительность конкретных гарантийных сроков указывается в подзаконных нормативных актах или же в заключаемых уговорах. Если же поученный срок не установлен ни в нормативном акте, не в договоре, его длительность составляет не меньше 2-х лет после сдачи объекта в эксплуатацию.

Таким образом, управление качества характеризуется как разработка и реализация некоторого комплекса решений, связанных с экономическими, техническими и организационными аспектами, который имеет место на всех уровнях управления и производства строительной продукции. Все это проходит на уровне жесткого контроля за выполнением функций управления и строго направлен на те условия и факторы, которые влияют на качество производимой продукции.

Список литературы

1.Анисимов А. П., Чикильдина А. Ю. Научно-практический комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации // Режим доступа - http://torgprice.ru/post/1000/41/46133.php (дата обращения 28.11 .2013 г.)

2. Пышкин А. В. «Концепция развития саморегулирования в строительной отрасли позволит создать условия для эффективной конкуренции» [Электронный ресурс] // ООО «Информационный портал «Саморегулирование» Режим доступа: http://sroportal.ru/personas/pyshkin-aleksej-vyacheslavovich/ (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.

3. Зильберова И. Ю., Высоковская Л. В. Особенности проектирования в России [Электронный ресурс] // «Инженерный Вестник Дона», 2012, №3. – Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1081 (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.

4. Асаул А.Н. Проблемы перехода от государственного регулирования к общественном у (саморегулированию) в инвестиционно-строительной сфере // Вестник Российской академии естественных наук. – 2011. – Т. 8. – № 2. – С. 117–122.

5. Асаул А.Н. Направление развития региональных инвестиционно-строительных комплексов в РФ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 2. – С. 124–127.

Просмотров работы: 3833