Сфера деятельности социального педагога очень разнообразна и не ограничивается рамками только общеобразовательных учреждений. Как известно, своевременно не разрешенные социально-экономические проблемы общества неминуемо влекут за собой перекосы социально-психологического характера. В этой ситуации наиболее уязвимыми категориями являются семья и дети. Причем, в первую очередь, речь может идти о детях с ограниченными возможностями здоровья или оставшихся без попечения родителей. Также нередко незащищенными оказываются дети и подростки, нуждающиеся в психолого-педагогической реабилитации вследствие злоупотребления психоактивными веществами, подвергшиеся жестокому обращению или насилию, склонные к суицидальному поведению. Все они нуждаются в профессиональной помощи, поскольку испытывают несомненные трудности в социализации. Именно с этой категорией граждан и работают специалисты государственного бюджетного учреждения «Центрпсихолого-педагогической помощи семье и детям» (далее – Центр) в г. Южно-Сахалинске.
Заметим, что Центрбыл создан в 2007 г. по распоряжению администрации Сахалинской области и имеет статус регионального учреждения, являясь единственным специализированным учреждением области. Деятельность Центра направлена на психолого-социально-педагогическое сопровождение детей, родителей, педагогов. Вся деятельность Центра построена на тесном взаимодействии со многими учреждениями и организациями города и области, которое состоит в оказании поддержки нуждающимся в психологической реабилитации и коррекции, предоставлении услуг психолого-медико-педагогической комиссии, содействии в семейном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом специалисты Центра активно сотрудничают с профессиональными образовательными учреждениями города, создавая условия для организации производственной практики студентам.
Так, в результате прохождения производственной практики студентов Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета, обучающихся специальности 050148 Педагогика дополнительного образования (квалификация: педагог дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области социально-педагогической деятельности), организованной на базе Центра, нами был изучен многолетний опыт работы социальных педагогов и психологов и предложена обобщенная модель деятельности, представленная ниже.
Направления деятельности |
Механизм реализации |
Специалисты |
Ожидаемый результат |
Отдел психологической реабилитации и коррекции |
|||
|
пропагандистская деятельность с детьми и родителями;
|
|
|
|
|
|
|
|
беседы, индивидуальное консультирование;
|
|
|
Отдел развития семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
повышение психолого-педагогической грамотности потенциальных родителей, содействие в формировании их психологической готовности стать приемными родителями |
Таким образом, четко структурированная и содержательная организация деятельности специалистов Центра обеспечивает грамотное и эффективное социально-психолого-педагогической сопровождение семьи и детей. Мы полагаем, что данная модель деятельности специалистов Центра может использоваться специалистами аналогичных учреждений.