В современных условиях постоянных изменений социальной жизни общества и высоких темпов реформирования образования понятие «воспитание» остается одной из значимых категорий педагогики. В нормативно-правовых и научно-методических документах («Национальная доктрина российского образования», Приоритетный национальный проект «Образование», «Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» и др.) отмечается необходимость усиления функций воспитания в общеобразовательных учреждениях, совершенствования мастерства классных руководителей.
Действительно, в решении целей и задач воспитания немаловажное значение отводится работе классного руководителя. Он является ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе, именно он соединяет всех участников учебно-воспитательного процесса (государство, родителей, общественные организации, учеников, администрацию школы и др.) для создания условий саморазвития и самореализации личности обучающегося.
В «Примерном положении о классном руководителе» (2006 г.) цель его деятельности определена так: «создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе» [4]. К задачам деятельности классного руководителя можно отнести: 1) формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; 2) формирование здорового образа жизни; 3) организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; 4) защита прав и интересов обучающихся; 5) гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; привитие толерантности; 6) формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; 7) организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся [4].
Анализируя функциональные обязанности классного руководителя (организационно – координирующие, коммуникативные функции, аналитические функции, социальные функции) [4] можно сделать вывод о том, что они направлены не только на взаимодействие с обучающимися, но на установление оптимальных взаимоотношений в системе «ученик-учитель», «ученик - родитель», «учитель - родитель».
Поскольку семья является одним из важных социальных институтов, родители особенно нуждаются в знаниях о воспитании детей. Они должны определить для себя цели воспитания, уяснить процесс развития ребенка, выбрать методы воспитания. Следовательно, работа классного руководителя должна быть направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, повышение ее ответственности за воспитание подрастающего поколения, на широкое вовлечение родителей в воспитательную работу со школьниками, формирование общих подходов к воспитанию. Каким образом классный руководитель может организовать совместную деятельность с семьей школьника?
По своему статусу классный руководитель в школе - основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.
В настоящее время в целях усиления взаимодействия школы и семьи в воспитании школьников используется большое количество форм взаимодействия классного руководителя с семьей (посещение семьи, on-line переписка с родителями, родительские собрания, родительские консилиумы, совещания, индивидуальные тематические консультации, лекции и др.). Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств. На наш взгляд, деятельность классного руководителя и семьи будет более эффективной, если будет организована на основе педагогической диагностики. Диагностика в работе классного руководителя позволит в индивидуальном порядке изучить семью ученика, ближе познакомиться с ребенком, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи. В деятельности классного руководителя с семьей диагностика направлена на распознавание объектов воспитания с помощью и на основе принятых показателей и признаков в целях управления педагогическим процессом, обоснования содержания, форм и методов работы, для достижения целей воспитания [5].
Сегодня известно большое количество методов диагностики (беседа, опрос, анкетирование интервью, письменный опрос, анализ продуктов деятельности, наблюдение). Так, взаимодействуя с родителями обучающихся, с целью изучения личности школьника классный руководитель может использовать методы опроса, в частности интервью или устный опрос, беседа, а также анкетирование, или письменный опрос. Опрос как правило направлен на получение информации, устанавливающей факты того или иного события, явления, или отражающей мнения родителей, их отношение к данным фактам. Нестандартизированное интервью предполагает беседу, в ходе которой предварительно продуманные вопросы могут менять свою формулировку, последовательность. Изучение опыта работы классных руководителей по использованию методов диагностики, позволяет сделать следующий вывод: а) анкеты и опросные методы дают различные сведения о типах семейного воспитания, отношении между родителями и их детьми, включенности родителей в воспитательный процесс школы [1, c.54]; б) беседа является одним из наиболее естественных методов изучения семьи школьника.
На основе полученных данных у классного руководителя появляется возможность организации психолого-педагогического просвещения родителей с целью повышения активности родителей в подготовке детей к школе, систематизации имеющихся у них знаний, вооружения практическими приемами работы с детьми.
С помощью диагностических методик педагог может получать необходимую информацию от родителей о качестве обучения и воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывать эти данные, оценивать, корректировать, прогнозировать развитие педагогического процесса и школьников. Диагностическая деятельность классного руководителя делает учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание, которое рождается в совместной деятельности. Значит, педагог должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом в школе / Сост. Черноусова Ф.П. – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011. – 344с.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 18.10.2013)
Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2013 г. – М.: Эксмо, 2013. – 208с. – (Актуальное законодательство)
«Положение о классном руководителе» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/polozhenie-o-klassnom-rukovoditele (дата обращения: 7.06.2013)
Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников [Текст]. – М.: Педагогика, 1982. – 104 с.