ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Жукова К.С. 1
1Филиал ФГБОУ ВПО "НИУ "МЭИ" в г. Смоленске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Субъекты малого предпринимательства – такая категория бизнеса, которой приходится сталкиваться с большим количеством проблем. Тем не менее, в средствах массовой информации все чаще и чаще поднимают вопросы о том, как и чем можно помочь малому бизнесу и от кого эта помощь должна исходить. Кто-то считает, что малый бизнес – это забота государства, кто-то перекладывает ответственность на банки, а кто-то считает, что малый бизнес должен помочь себе сам. Меняется законодательство, происходят изменения, которые затрагивают не только экономику страны в целом, но и каждый конкретный экономический субъект. Таким образом, проблемы малого бизнеса актуальны. С какими именно проблемами сталкивается малое предпринимательство и каковы способы их разрешения, будет рассмотрено ниже.

Среди основных проблем малого бизнеса выделяют рост налогов, изменения в налоговом законодательстве, способы получения необходимых финансовых ресурсов, недостаток основных производственных фондов, коррупцию, спад производства и другие проблемы. Однако исследования, проведенные общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», показали, что сами предприниматели выделяют определенный круг проблем, которые являются для них особенно значимыми. На первое место вышла проблема дефицита кадров. Большая часть опрошенных высказалась, что существует острая нехватка грамотного персонала. Поиск новых сотрудников является серьезной проблемой для экономических субъектов. Возможным решением этой проблемы может стать организация риск-менеджмента в отношении кадровых рисков. Однако организовать управление кадровыми рисками на малом предприятии сложнее, чем на крупном, так как крупная компания может позволить себе создать специальное подразделение, нацеленное на решение проблем с кадрами, а для субъектов малого предпринимательства это куда более затруднительно. проблема тем более актуальна, что в небольшой организации результат деятельности напрямую зависит от каждого конкретного сотрудника. Возможно, целесообразно использовать помощь центров оценки, которые могли бы дать ответ на вопрос, пригоден ли данный работник для данной работы, а также рассмотреть более подробно, как соотносятся его способности, личностные и профессиональные интересы.

Еще одной проблемой малого предпринимательство была обозначена низкая доступность финансовых ресурсов. Предприниматели отмечают, что процентные ставки по кредитам довольно высоки. Банки придерживаются следующих взглядов в отношении кредитования малого бизнеса. Малые предприятия должны рассчитывать на государственную поддержку, ведь банки в отношениях со своими клиентами преследуют цель – получение прибыли от их основной деятельности. Таким образом, целью банка в отношении малого бизнеса является поддержка предпринимательской инициативы, а не спонсирование или предоставление дешевых кредитов, а уже государство должно создавать в стране предпринимательский климат. Тем не менее, банки все же стараются создать условия для кредитования малого бизнеса, но величина процентов тем больше, чем меньше сумма кредитов, и чем меньше годовой оборот экономического субъекта. Таким образом, данная проблема остается открытой.

Также среди проблем, с которыми вынуждено сталкиваться малое предпринимательство, выделяют изменчивость спроса и изменение покупательной способности россиян. И, наконец, завершает перечень наиболее болезненных проблем налоговая нагрузка и повышение ее уровня. 2013 год стал, в прямом смысле слова, роковым для российского малого предпринимательства. Повышение страховых взносов почти в два раза привело к массовому закрытию индивидуальных предпринимателей по всей стране. И эту проблему стоит рассмотреть более детально.

Московские власти ориентированы на устранение мелкорозничной торговли, так как она не выдерживает конкуренции с крупными сетевыми магазинами и, по словам московской политической элиты, «отмирает сама по себе». Однако мелкий бизнес не отмирает сам по себе, для него создаются такие условия, которые делают его разорительным делом, связанным с бюрократизмом и волокитой. В Москве причиной закрытия ларьков и киосков стало суждение о том, они не «вписываются в облик современного города». И город насыщен банками, ювелирными магазинами и бутиками, в то время как ларьки и киоски были источником свежих продовольственных товаров. Кроме того, уничтожение ларьков в Москве и уничтожение ларьков в России воспринимаются по-разному. Существует мнение, что устранение ларьков придет к устранению деревни. В небольших населенных пунктах не выживают крупные торговые сети, у них нет покупателей, нет выручки, не прибыли. В то же время, ларьки и киоски были надежным средством обеспечения населения необходимыми товарами. Или, например, можно рассмотреть запрет на торговлю табачными изделиями и пивом в заведениях, где площадь торгового зала менее 50 квадратных метров. Если речь идет о поселке, деревне, то такого торгового зала может просто и не быть. Следует ли полагать, что населению придется отказаться от алкоголя и сигарет? Если рассматривать вопрос с этической точки зрения, то положительный ответ будет приоритетным. Однако мы рассматриваем данный вопрос с точки зрения бизнеса, то тут можно смело утверждать, что речь будет идти уже о нелегальной продаже спиртных напитков и табачной продукции. Таким образом, в данном случае следует рассматривать проблему с разных точек зрения.

Также список проблем малого бизнеса дополняют проблемы коррупции. Опрос, проведенный ОПОРОЙ России, показал, что респонденты признаются в неформальных выплатах чиновникам. Государство принимает меры по борьбе с коррупцией, но проконтролировать каждый конкретный случай все же невозможно. Необходимы кардинальные изменения в государстве, в политической системе, в системе права, только таким образом можно будет искоренить коррупцию.

И, наконец, в круг проблем входит конкуренция, низкая транспортная инфраструктура в регионах, барьеры в сфере энергетической инфраструктуры, ситуация с землей и недвижимостью для экономических субъектов и другие.

На рисунке 1 представлены графически основные проблемы малого бизнеса и их значимость.

Рисунок 1 – Основные проблемы малого бизнеса

Что касается решения проблем малого предпринимательства, то с этим дело обстоит несколько сложнее. В средствах массовой информации часто поднимается вопрос поддержки малого бизнеса, однако конкретные мероприятия по поддержке малого бизнеса рассматриваются реже. Например, в Москве существует Агентство «Малый бизнес Москвы», которое заявляет своей целью поддержку малого предпринимательства. Агентство предусматривает такие виды поддержки малого бизнеса как субсидии и образовательные программы для поддержки предпринимателей и управленцев. Субсидии предоставляются начинающим предприятиям, по договору лизинга, а также на погашение процентов по кредитам. Суммы субсидий варьируются в зависимости от цели, а также продолжительности существования бизнеса. При этом приоритет отдается экономическим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере здравоохранения, транспорта, ЖКХ. Что касается образовательных программ, то Агентство дает предпринимателям возможность получить дополнительно образование в лучших вузах Москвы. Но это в Москве. Ситуация в регионах иная. Чем дальше от центра, тем меньше возможностей предоставляется предпринимателям. Более того, проблема информированности населения является одной из наиболее острых. Несмотря не то, что технологии развиваются, каждый имеет доступ к Интернету и, соответственно, информации, о деятельности организаций, подобных Агентству «Малый бизнес Москвы», многие предприниматели не знают. Кроме того, существует определенное недоверие, ко всем видам услуг, предоставляемым государством. Эти услуги ассоциируются с низким качеством, сложностями в оформлении и страхом того, организация не сможет впоследствии отчитаться перед органами власти. То есть если такие проблемы характерны для столицы, то в провинции все куда более неблагополучно.

В то же время есть надежда на общественные организации такие, какой, например, является «ОПОРА России». Совместный проект «ОПОРЫ России» и Сбербанка направлен на то, чтобы улучшить взаимоотношения между банком и бизнесом, создать условия для развития и процветания бизнеса. Одно из мероприятий, предлагаемых в рамках сотрудничества вышеуказанных организаций, - предоставление целевых кредитов малому бизнесу на оптимальных для последнего условиях. Сотрудничество «ОПОРЫ России» и Сбербанка направлено на учет мнения предпринимателей и обеспечение доступа к кредитным ресурсам. Такое сотрудничество направлено на то, чтобы улучшить условия кредитования малого бизнеса, предоставить больше возможностей для его развития. Однако 2013 год показал, что малый бизнес все же остается довольно беззащитной экономической категорией, которая действительно нуждается в поддержке, особенно со стороны государства.

В настоящее время сложились определенные тенденции развития малого бизнеса, на основании которых также можно определить направления поддержки малого предпринимательства в дальнейшем.

Одной из них является снижение издержек. Все чаще на практике встречается полутеневой бизнес, где вложения минимальны, а прибыльность высока. Это обусловлено большим размером ставок по налогам. Также оказывает влияние и экономическая ситуация в стране.

Набирают обороты так называемые «облачные технологии», что обусловлено развитием информационных технологий. «Облачные технологии» подразумевают, что информационная база находится на удаленном сервере, так называемом «облаке», откуда и осуществляется управление экономическим субъектом. С одной стороны, это обеспечивает целостность всей информации, легкий доступ к ней, но с другой стороны, пользователь не может управлять своими данными.

Развивается «гибридная» торговля, то есть Интернет-магазины открывают так называемые «шоу-румы», где покупатели могут посмотреть, потрогать и дать оценку тому товару, который он собирается приобретать. Таким образом, возможности для развития есть. Активное развитие информационных технологий, раскинувшаяся по всей планете Всемирная Паутина способствует развитию предпринимательства в большой степени.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России не так широко развит, как в других странах, но его все большее и большее развитие может привести к росту благополучия населения. Большие надежды, безусловно, возлагаются на государство. Но не стоит забывать о развитии информационных технологий, ведь некоторые проекты могут кардинально изменить положение некоторых экономических субъектов.

Просмотров работы: 16120