Одним из важнейших компонентов становления личности ребенка является обучение родному языку как средству коммуникации, важнейшей формой которой является диалог.
Вопросы развития диалогических умений дошкольников сегодня приобретают всё более важное значение. Ребенок, поступив в школу, испытывает значительную потребность в диалоге, как в средстве общения. Но анализ современного состояния диалогической речи дошкольников показывает недостаточный уровень развития диалогической речи.
Диалог — беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно — спросить о чем-то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию. Каждая в отдельности реплика участников диалога не имеет законченного смысла, но все они воспринимаются в «диалогическом единстве».
В диалогической связной речи часто используются неполные предложения, пропущенные члены которых домысливаются говорящими из ситуации речи. Очень часто используются штампы разговорного стиля. [1]
Основными признаками диалога являются:
краткость высказываний;
вопросно-ответная форма изложения;
смена предложений-реплик;
использование невербальных средств общения: жестов, мимики;
использование интонационных средств;
широкое использование неполных предложений;
свободное от литературных норм оформление высказываний;
разнообразие лексических и словообразовательных средств выразительности.
Основные задачи развития связной диалогической речи, поставленные в современных казахстанских программах обучения и воспитания, сформулированы следующим образом: Развивать умение правильно формулировать свои мысли, строить короткие высказывания, использовать в речи повествовательные, вопросительные предложения и различать их по интонации. Развивать элементарные навыки культуры общения.
Эти задачи реализуются с помощью разнообразного содержания учебной деятельности. Необходимо формировать умения детей слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. На образах литературных героев дать образцы позитивно окрашенного общения с взрослыми и сверстниками. Формировать художественно-речевые и исполнительские способности. Формировать умения детей слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. [2]
Основной формой общения детей дошкольного возраста является диалог. С его помощью реализуется их коммуникативная компетентность, которая уже должна быть сформирована на определённом уровне. Минимальные требования, предъявляемые разработчиками программ обучения и воспитания дошкольников, таковы:
1. Ребёнок должен уметь свободно начинать разговор, поддерживать и завершать его, независимо от особенностей собеседника (ребёнок это или взрослый; близкий или малознакомый человек).
2. Дошкольнику необходимо уметь выражать чувства и намерения, как вербальными, так и невербальными средствами. Так же важно уметь понимать обращённую к нему речь, подкреплённую невербально.
3. Кроме собственно речевых умений дошкольники должны владеть формами речевого этикета и свободно использовать их в своей речи. Уметь тактично, толерантно и вежливо реагировать на сообщения, на проявление эмоций собеседника. [2]
Условием сформированности дилогической речи является не только умение задавать вопрос и отвечать на него, но и уметь побуждать или сообщать; и вежливо, тактично реагировать на побуждения или сообщения, направленные в его адрес.
Ребёнок учится дилогической речи у воспитателя, который показывает ему образец использования всех речевых и неречевых средств коммуникации. В свою очередь, ребёнок учится применять на практике полученные знания и сформированные умения при общении с другими детьми. В такой ситуации наиболее ярко раскрываются усвоенные им правила поведения и ведения диалога.
Целенаправленное формирование и развитие дилогической речи дошкольников осуществляется как на занятиях, так и в повседневной деятельности детей. Формирование дилогической речи детей на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой проводится с использованием основных приёмов: беседы и имитации.
Имитация или пересказ – это такой приём формирования дилогической речи, при котором дети повторяют по ролям диалог героев художественного произведения, заведомо правильно построенный. Такой диалог позволяет детям упражняться в диалогической речи, совершая при этом минимальное количество ошибок.
Беседа или подготовленный диалог – это такая форма диалога, в которой роль спрашивающего, побуждающего и сообщающего отводится педагогу. Он же выбирает тему, согласно программному материалу, и ставит цель, которой подчиняется весь диалог. Такой диалог позволяет акцентировать внимание на преодолении тех трудностей, которые выявляются у детей.
В повседневной деятельности детей диалогическая речь развивается при помощи основных приёмов: неподготовленная беседа, словесные поручения, а так же совместная деятельность детей и её наиболее яркое проявление – коллективная игра.
Важно строить диалог, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы, их собственный опыт. Опираясь на эти знания, воспитатель может успешно формировать речь дошкольников.
Уровень сформированности диалогических умений можно выявить по следующим индикаторам:
1. Содержание. То, насколько ребёнок ориентируется в задании. На кого он ориентируется при общении, на взрослого или на ребёнка.
2. Диалогические отношения. Насколько ребёнок проявляет инициативу в общении и отвечает на инициативу другого собеседника.
3. Средства общения. Насколько полны, развёрнуты и цикличны высказывания собеседника: единичное высказывание, два взаимосвязанных высказывания двух партнеров на одну тему, три взаимосвязанных высказывания двух партнеров на одну тему.
4. Коммуникативно-семантический тип высказывания. Вопрос — запрос информации; комментарий, обсуждение; побуждение к действию.
5. Способы общения. Насколько высказывание адресовано, доброжелательно, аргументировано.
По результатам наблюдения за детьми, их деятельностью и свободным, непринуждённым общением, а так же проведённой диагностики, был сделан общий вывод, показывающий уровень диалогического общения детей данной группы.
Высокий уровень развития диалогической речи дошкольников характеризуется тем, что ребенок хорошо ориентируется в задании, при диалогическом общении ориентируется на партнера-сверстника, инициативно к нему обращается и отвечает словом и действием на его высказывания. Общение между детьми разворачивается в виде ряда взаимосвязанных высказываний. Дети обращаются друг к другу с вопросами, побуждающими, комментирующими и рассуждающими высказываниями. Дети общаются доброжелательно, обращаются друг к другу адресовано.
О наиболее высоком уровне сформированности диалога ребёнка свидетельствует возникновение обсуждений и рассуждений, аргументированных высказываний в процессе совместной деятельности. Среди опрошенных детей всего 29% соответствовали этому уровню.
Средний уровень. Ребенок при выполнении задания в основном ориентируется на взрослого, но эпизодически ориентируется и на партнера-сверстника, инициативно к нему обращается, отвечает на его высказывания в основном практическими действиями. Комментирует свои действия и действия партнера. Общение доброжелательное. 38% детей соответствовали данному уровню.
Низкий уровень. Ребенок пытается решать познавательную задачу, не обращая внимания на партнера. Действует молча, либо комментирует свои действия, ни к кому прямо не обращаясь. Не отвечает на высказывания партнера либо может вступать с ним в конфликтные отношения [3] 33% дошкольников, за которыми велось наблюдение, можно отнести к низкому уровню.
Эти данные объясняются общими возрастными особенностями детей данного возраста (4-5 лет). В результате наблюдения за детьми было обнаружено, что относительное большинство детей – 62% - в процессе диалогического общения ориентируются только на собеседника-взрослого. А на партнёра-сверстника ориентируются лишь 38% опрошенных.
76% детей предпочитают использовать в своей речи такой тип коммуникативных высказываний, как побуждение, в то время как лишь 62% используют сообщение. Одним из умеренно освоенных типов коммуникативных высказываний является вопрос. В своей речи, в большинстве отмеченных случаев, его не используют только 38% детей.
Инициативу в общении со взрослыми и сверстниками проявляют 57% опрошенных детей. Это может быть как следствием отсутствия необходимых навыков, так и проявлением индивидуальных особенностей ребёнка.
Выразительность, эмоциональность речи и интонирование в общении используют 52% детей. При этом невербальными умениями владеет большее количество дошкольников – 62%.
Планировать и выполнять действия совместно, уместно сопровождая их речью, умеет примерно половина детей (52%). Столько же детей могут в серии своих высказываний соблюдать тематическое единство. Использованием комментирующих и рассуждающих высказываний в своей речи овладели уже 62% детей.
Гораздо хуже обстоят дела с культурой диалогического общения. Всего 48% детей регулярно используют в своей речи средства речевого этикета. Однако, это ещё не самый низкий показатель. 33% опрошенных детей не соблюдают принятую очерёдность реплик в диалоге, а это значит, что 67% детей перебивают друг друга, повышают голос и ведут себя грубо и невежливо, для того, чтобы произнести свою реплику, чтобы говорить, но не слушать.
Исходя из результатов диагностик и наблюдений, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что дилогическая речь дошкольников является самой простой и естественной формой коммуникации, формирование некоторых её аспектов представляет особую сложность и открывает огромную брешь не только в методике развития речи дошкольников, но и в формировании культурного общества в целом.
Список использованной литературы
1. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста, М., 1977 г.
2. Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет)
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272