РАЗВИТИЕ ПОЗИЦИ СУБЪЕКТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ ПОЗИЦИ СУБЪЕКТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Долян С.К. 1, Долян С.К. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ведущей целью образовательного процесса является становление и развитие личности каждого ребенка. В современных педагогических исследованиях традиционно ребенок дошкольного возраста рассматривается с позиции субъекта – носителя активности как потребности в деятельности.

А это свидетельствует о необходимости более глубокого, концептуального анализа и понимания сущности и смысла субъектного подхода в дошкольном образовании.

Сущностные характеристики любого подхода раскрываются на основе 1-2 категорий. Такой категорией в рамках субъектного подхода являются понятия «субъект», «субъектная позиция».

Понятие субъекта междисциплинарное, о чем говорит его широкое использование в разных науках − в философии, логике, в педагогике и в психологии.

Субъект в философии определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.

В психологии субъект − это индивид как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо.

Понимание субъекта в психологии тесно связано с понятием «деятельность». Б.Г. Ананьев использовал категорию «субъект» в следующем контексте: «Стать субъектом определенной деятельности – значит освоить эту деятельность, то есть определенным образом относиться к ней, определять для себя смыслы, оценивать и выбирать способы деятельности, контролировать ход и результаты, творчески ее преобразовывать». Понятия «субъект» и «деятельность» являются взаимосвязанными. Быть субъектом – значит занимать деятельностную позицию по отношению к себе и к миру.

Таким образом, субъект активен, а объект деятельности – предмет приложения активности.

Субъектная позиция – способ реализации ценностного отношения; личностное образование, обеспечивающее индивиду применение освоенного социального опыта. Субъектная позиция сложное по своей структуре образование включающее в себя:

- способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации деятельности;

- умение выбирать способы деятельности и оперировать ими в процессе этой деятельности;

- умение самостоятельно контролировать и оценивать результаты деятельности.

Субъектная позиция определяет характер деятельности человека, направленной на познание и преобразование культуры и себя в культуре. (А.Г. Гогоберидзе). Способность субъекта осваивать и творчески преобразовывать действительность, изменять внутренний мир, выстраивая стратегию и тактику собственной жизнедеятельности (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов).

Итак, в основе личности лежит субъектная позиция по отношению к собственной жизни, которая и составляет суть личностного бытия человека. Иначе говоря, личность не может состояться без развития у индивида субъектной позиции.

Рассмотрев наиболее общие вопросы, связанные с пониманием сущностных характеристик субъектного подхода, уточнив его основные категории «субъект» и «субъектная позиция», обратимся к изучению данной проблемы относительно дошкольной педагогики.

Истоки понимания феномена детской субъектности, несомненно, имеют психологические основания.

С опорой на концепцию Л.С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения. Переход от неосознанного к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность.

Продолжатели идей Л.С. Выготского, его ученики А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, определяют в качестве движущей силы развития дошкольника как субъекта стремление у ребенка познать действительность и овладеть ею.

С позиции Д.Б. Эльконина развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется от освоения мотивационной стороны деятельности к операционно-технической; от совместной к самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные структуры психической деятельности ребенка как субъекта практической деятельности формируются целиком в индивидуальном опыте – это важнейшая закономерность в развитии субъекта.

В теории развития субъектности в онтогенезе (В.И. Слободчиков, Л.М. Кларина) субъектность рассматривается как специфическая способность, развитие которой дает индивиду возможность проектировать жизненный путь, быть автором, хозяином, организатором своей судьбы.

Философско-психологические идеи А.В. Брушлинского и Д.И. Фельдштейна определяют детство как субъект отношений современного общества и как субъект социокультурного процесса в целом [1].

Научные представления о ребенке как субъекте детских видов деятельности получили также свое развитие в многочисленных исследованиях представителей Петербургской научной школы (Т.И. Бабаева, Е.Н. Герасимова А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, В.И. Логинова и др.).

Следовательно, возникает вопрос: как может проявляться ребенок как субъект детской деятельности?

В связи с этим выделяют 2 группы субъектных проявлений ребенка:

  •  
    • эмоционально-субъектные (выражаются в интересе и предпочтениях ребенка к какому-либо деятельности);

    • деятельностно-субъектные (связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе видов деятельности).

Таким образом, субъектные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями.

В широком понимании экологическая деятельность характеризуется как «интегративное понятие для обозначения специфических экологических аспектов различных видов деятельности, тем или иным образом направленных на оптимизацию общества и природы».

А.Д. Урсул отмечает, что «экологическая деятельность … выражает аспект отношения общества лишь к природе, т. е. уточняет определённую часть общего содержания социальной деятельности (включающей в себя как субъект - объектные, так и субъект-субъектные отношения и связи)» [3].

Опираясь на точку зрения В.М. Ворошиловой мы выяснили, что экологическая деятельность дошкольников определяется как форма активности личности, обусловливающая развитие экологического сознания, экологической культуры, экологической компетентности проявляется в следующих аспектах:

а) познавательный аспект (проявляется в желании, интересе, активности к познанию природы через экспериментирование, труд, игру, наблюдение за природными явлениями, объектами природы, коллекционирование открыток, значков, фотографий и др., участие в экологических акциях и проектах и др., т.е. обнаруживают элементарную познавательную самостоятельность.)

б) эмоционально-мотивационный аспект ( связан с потребностью в общении с представителями животного и растительного мира, в бережном отношении к объектам природной среды; готовностью и стремлением сохранять, преобразовывать и охранять объекты природы );

в) практический аспект (связан непосредственными действиями в природе, с формированием экологических умений: умениями рационального природопользования; действиями по преобразованию, сохранению и восстановлению природной среды) [2].

Таким образом, мы выяснили, что экологическая деятельность связанна с познанием, и с освоением, и с преобразованием, и с сохранением природной среды, что требует от ребенка проявления активности, как потребности в деятельности и личностного отношения.

Субъектная позиция дошкольника в экологической деятельности – личностное образование, имеющее сложную структуру, включающую следующие компоненты: мотивационно -целевой, эмоционально-ценностный, практический, рефлексивный.

Кратко остановимся на характеристике компонентов позиции субъекта экологической деятельности дошкольника:

  • мотивационно-целевой (проявляется в самостоятельном (старший дошкольный возраст) или совместном со взрослым (младший дошкольный возраст) целеполагании и мотивации экологической деятельности; выражается в предпочтении и избирательном интересе ребенка к какому-либо аспекту экологической деятельности);

  • эмоционально-ценностный (характеризуется выражением желания, положительных эмоциональных состояний в процессе выбора содержания и способов, средств осуществления разных аспектов экологической деятельности, сопровождается ценностным отношением к разным аспектам экологической деятельности);

  • деятельностный (проявляется в умении выбирать способы экологической деятельности и оперировать ими в процессе этой деятельности; в самостоятельности (предлагать варианты решения задач), активности, инициативности и творчестве );

  • рефлексивный (выражается в способности самостоятельно (старший дошкольный возраст) или с помощью взрослого (младший дошкольный возраст) осуществлять контроль, самоконтроль в процессе осуществления экологической деятельности и в умении давать оценку ее результатам).

Таким образом, мы попытались дать характеристику понятия позиции субъекта экологической деятельности в целом. Наша задача состоит в том, чтобы создавать необходимые условия, для обеспечения развития данного процесса; продумать методы, формы осуществления данного вида деятельности.

Литература.

  1. Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельности // Современная психология. Справочное руководство /Под ред. В.Н. Дружинина. – М.: Инфра-М, 1999. – С. 330-346.

  2. Ворошилова В.М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой: дис. ... канд. пед. наук / В.М. Ворошилова. - Екатеринбург, 2002. - 243 с.

  3. Урсул А.Д. О понятии «экологическая деятельность»/ А.Д. Урсул//Философские науки. –1986. – №1. – С. 35–42.

Просмотров работы: 1925