Экзистенциальные ценности связаны с осознанием человеком своего бытия в мире и являются смысл образующей системой всех жизненных проявлений человека.
Любая профессия представляет собой более или менее сложную деятельность, требующую наличия у работника определенных психических качеств. В свою очередь, сами медики находятся в условиях непосредственного контакта с деструктивным воздействием болезни и чрезвычайных ситуаций, и нуждаются в «спасении» от экзистенциальной тревоги.
Целью работы является сравнительный анализ экзистенциальных ценностей и психологических особенностей студентов-медиков.
Для достижения цели нами были решены задачи: теоретический анализ литературы; формирование основной группы исследования; исследование экзистенциальных ценностей; анализ полученных результатов, формулировка выводов.
Объект исследования: экзистенциальные ценности личности. Предметом исследования являются ценностная ориентация медработников (практикующих и будущих) и их отношение к различным бытийным и жизненным ценностям.
Исходя из цели, были использованы следующие методы и методики: теоретический анализ литературы, анкетирование, методы математико-статистической обработки данных. В качестве методики исследования использовался опросник «Шкала экзистенции», разработаный А. Лэнглэ.
Экзистенциализм, или философия существования - одно из самых распространенных течений современной общественной мысли. Именно с развитием во второй половине XX века идей экзистенциализма в психологии выделилось отдельное направление - экзистенциальная психология. Сёрен Кьеркегор вводит понятие экзистенции как «осознание внутреннего бытия человека в мире», поставив в центр своих размышлений бытие отдельного человека и его способность к самодетерминации. К. Ясперс полагал, что экзистенция - это свободное бытие человека, не объективируемый источник человеческих мыслей и действий.
Анализ концепций позволил увидеть, что обращение человека к экзистенции происходит не позитивным, а негативным путем - к экзистенции принуждают прийти переживания страха, отчаяния, ужаса чувственного соотнесения с неизбежностью собственной смерти, опыт пограничных ситуаций.
У человека есть возможность быть счастливым и независимым, если он следует тем ценностям, которые являются для него личностно значимыми. Человек свободен в выборе ценностей. В систему экзистенциальных ценностей современные гуманисты включают многие ценности, которые общечеловечны и нерелигиозные по своему содержанию.
Первая из них - сама жизнь как средство становления и реализации человека. Осознание всякой жизни как ценности дает нам возможность раскрыть личность навстречу миру и другим людям, разомкнуть эгоистическую замкнутость человека на себе
Свобода – ещё одно неотъемлемое ценностно-экзистенциальное основание человеческой жизни. Свобода определяет качество человеческой жизни.
Творчество также является неотъемлемой ценностью личности. Творчество в гуманистической мысли справедливо считается высшим и лучшим проявлением личности, её познавательных способностей, нравственных стремлений и эстетических потребностей
Достоинство – категория, без которой совершенствование человека и человечества были бы пустым звуком.
Любовь – бытийственная потребность человека, его наиглавнейший экзистенциал. Любовь и дружба являются высшим уровнем общения между людьми, а потому входят в гуманистическую аксиологию и этику. Именно любовь способствует формированию во внутреннем мире человека ценностного отношения к себе и другому как высшей ценности.
Профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Согласно существующей классификации профессий (А.С.Шафранова) по «критерию трудности и вредности» деятельности, особая специфика работы позволяет причислить медицинский персонал, в том числе и персонал бригад скорой помощи, к категории «профессий высшего типа», а именно - необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности. Врачи и фельдшера на уровне эмоционального переживания постоянно имеют дело со смертью, и поэтому существует проблема не включения своих чувств в ситуацию. И только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с подобными трудностями.
Для изучения экзистенциальных ценностей и психологических особенностей студентов-медиков был использован опросник А.Лэнглэ, который отображает субъективную оценку человеком своей жизни и позволяет учитывать личностное отношение человека к профессии и собственной жизни, там, где важны базовые человеческие способности справляться с жизнью, вносить в нее смыслы. Анализ результатов по основным шкалам:
1) (SD) = «Самодистанцирование»- измеряет способность создания внутреннего свободного пространства. 34,3% опрошенных показали низкие значения по шкале, что означает отсутствие дистанции по отношению к самому себе. Это может быть обусловлено незрелостью, но, как правило, причиной этого являются какие-то формы внутреннего смятения или внутренняя фиксация на чем-то. Преимущественно занимаются самим собой.
У 62,5% опрошенных средний показатель свидетельствует о способности восприятия и ясности в отношении ситуации, их внимание постоянно переносится вовне.
Высокий показатель у 3,2% респондентов означает, что они очень хорошо могут отходить на дистанцию по отношению к себе самому, а также то, что они могут не замечать свои потребности и чувства (что может вести к самоотрицанию).
2) (ST) = «Самотрансценденция»измеряет способность ощущать ценности (ясность в чувствах). У 9.4% опрошенных - низкий показатель означает эмоциональную уплощенность и скудность в отношениях с миром и людьми; их жизнь, наверняка, бедна чувствами, преимущественно деловита ифункциональна. Недостаток эмоциональности делает человека беспомощным, неуверенным, даже словно бы слепым в восприятии чувств и ценностей: человек сам незнает, что ему нравится и чего он хочет. Данное состояние может препятствовать эффективному выполнению профессиональных обязанностей медиками, снижать способность к эмпатии. 87.5% демонстрируют средние показатели, что говорит об обогащенном эмоциональном внутреннем мире и внутренней способности чувствовать ценностные основания и на них ориентироваться(«участное бытие»).
3.1% - высокие показатели, что говорит о свободнодоступной эмоциональности, человек может легко интуитивно постигать ситуации и сопереживать другим людям (высокая способность к эмпатии).
3) (F) = «Свобода» измеряет способность решаться. Низкий показатель у 18.8%, что означает неспособность принимать решения, нерешительность и неуверенность в собственных решениях.
У 68.8% - средний уровень, т.е. присутствует ясность и прочность в формировании суждения и нахождении решения.
12.4% демонстрирует высокий уровень, что говорит о способности к оценивающему, критичному и доминантному поведению, которое сопровождается непереносимостью любых ограничений и отвращением к постоянным отношениям.
(V) = «Ответственность» измеряет обязательное «пойти на что-то». Низкий показатель у 31.3%респондентов означает, что человек не чувствует персональной включенности в жизнь: жизнь идет сама собой, она в малой степени поддается планированию и не пронизана собственной волей. Человек застывает в позиции ожидания и в большей степени является зрителем. Преобладает сдержанность. Чувство долга не сильно выражено, но может быть сформировано.
Средний показатель у 62.5%, что означает ответственность и включенность, человек больше затронут соотнесением с жизнью и придерживается обязательного, заботливого обхождения с ней.
Очень высокий показатель у 6.2% свидетельствует о последовательной самоответственности, аутентичному поведению и большому чувству долга
Таким образом, анализ результатов опроса позволяет сделать вывод о том, что большая часть студентов, принявших участие, способны и ясно воспринимать ситуацию «здесь и сейчас», их внимание постоянно переносится вовне. Небольшое количество респондентов демонстрируют эмоциональную уплощенность и скудность в отношениях с миром и людьми; большая же часть способна чувствовать ценностные основания и на них ориентироваться, это проявляется в эмпатии, сочувствии и милосердии, что является необходимым в медицинской профессии. Пятая часть опрошенных неспособны принимать решения, нерешительны и неуверенных в собственных решениях. На наш взгляд, изучение отношения медицинских работников к экзистенциально значимым аспектам их профессионального труда позволит снизить негативное влияние повседневно-трудовой деятельности на динамику их мировоззрения и ценностно-смысловую сферу.