СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ

Зародова Т.Ю. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вынужденная миграция обычно сопровождается тяжелыми для человека последствиями: ухудшается и физическое, и психическое здоровье человека, дают о себе знать хронические болезни. Многие мигранты испытывают посттравматический стресс, который проявляется в повышении агрессивности и ухудшении отношений с другими людьми. Моральное и физическое здоровье мигрантов, находящихся в Российской Федерации, напрямую зависит от эффективного решения многих проблем. Прежде всего, эти проблемы связаны с трудностями реализации основных прав человека. Из всего многообразия этих прав самой острой представляется ситуация с реализацией нормы, как право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Формально в России русские мигранты из различных регионов не считаются беженцами, а получают статус вынужденных переселенцев, как только принимают российское гражданство. Беженцами же являются только те мигранты, которые не имеют права стать российскими гражданами, как правило, это люди других национальностей. Но у вынужденных переселенцев, как и у беженцев тяжелая ситуация складывается и с социально-экономическим положением, и с психическим состоянием.

Как ни прискорбно это звучит, но часто при работе с вынужденными мигрантами психолог назначается только тогда, когда возникает потребность в психиатре. Но в данном случае ситуация уже запущена, а истерзанную психику спасет уже не психологическая помощь, а медикаментозное лечение. Очень важно не доводить дело до психического срыва. Ведь чтобы без негативных последствий адаптироваться к новым условиям человеку нужно психическое здоровье и психологический настрой. Вынужденным мигрантам, особенно беженцам из "горячих точек", крайне необходима психотерапевтическая помощь в преодолении кризисных жизненных ситуаций и профессиональные консультации специалистов-психологов. Современная психотерапия помогает мигранту справиться с депрессией, избавиться от негативных переживаний и мыслей, перейти от деструктивного, разрушительного поведения к конструктивному, созидательному. Специальные тренинги помогут человеку обрести уверенность в себе, преодолеть чувство тревожности, сформировать позитивный образ самого себя.

Для того чтобы организовать работу по психотерапевтической помощи вынужденным мигрантами, необходимо иметь ясное представление об их психическом состоянии. С начала 90-х г. проводятся исследования по психодиагностике состояния вынужденных мигрантов.

Фундаментом в понимании психического состояния вынужденных мигрантов является кризис социальной идентичности - резкие трансформации представлений личности о себе и своем месте в системе жизненных отношений. Через кризис социальной идентичности прошло практически все наше общество. Но для мигрантов этот процесс оказался особенно трудным. У некоторых категорий вынужденных мигрантов идентичность трансформируется настолько сильно, что перестает выполнять свои функции: интегрирующую - на уровне группы и адаптивную - на уровне личности. Например, психологические исследования беженцев из Грозного выявили полное разрушение структуры их самосознания. Главные категории, такие как социальный статус, профессиональная принадлежность, семейные роли, половая, возрастная принадлежности, деформируются особенно сильно, а именно на них мы опираемся, ориентируясь в окружающем мире. Например, беженцы теряют такие статусные категории, как гражданство и национальная принадлежность. Это кардинальная трансформация структуры идентичности - осознание себя выброшенными за пределы главных жизненных отношений в обществе.

Также попадание в новую этнокультурную среду зачастую вызывает у человека культурный шок. Но человек продолжает соблюдать прежние нормы и ценности, которые были приняты в той среде, откуда человек был вынужден уехать, а это только осложняет общую ситуацию. Чем более жестко человек придерживается привычных для него культурных моделей поведения, социально одобряемых в прежней культуре, тем труднее ему приспособиться в новой среде. Причем существенную роль играют не только этнические, но и культурные различия.

Иногда человек впадает в противоположную крайность. Тогда он начинает отрицать собственную культуру, у него ухудшается отношение к родной стране. Из-за этого нарушается ход процесса адаптации. Человек не должен терять своего лица, полностью отказываясь от привычных способов поведения, стиля жизни. Когда личность уже сформирована, такие перестройки вызывают тяжелые психологические последствия. Подобные трансформации самосознания у беженцев и вынужденных переселенцев снижают уровень толерантности (терпимости) к другим группам, препятствуя адаптации в новых условиях. В таких ситуациях необходим достаточно длительный процесс культурной адаптации, в ходе которого консультации психологов и психотерапевтов могут оказать неоценимую практическую помощь.

Оказание профессиональной помощи в решении этих и других психологических проблем является весомым аргументом при создании психологических консультаций, служб психологической поддержки вынужденных мигрантов. Эти службы, на мой взгляд, не должны быть самостоятельными структурами, а представлять собой часть комплексной работы общественных организаций, занимающихся практической деятельностью по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Помимо этого, психологические службы целесообразно совмещать со специальными юридическими консультациями. Психологическое консультирование должно также стать важным компонентом структуры специализированных реабилитационных центров.

Подавляющее большинство судебных разбирательств, связанных с защитой интересов вынужденных переселенцев и оказанием им правовой помощи связано с условиями проживания мигрантов в стране, а именно с получением гражданства Российской Федерации и регистрацией по месту жительства и/или по месту пребывания, а также с легализацией их в качестве вынужденных переселенцев (получение соответствующего статуса от территориального органа ФМС).

Этот пример не означает, что с трудоустройством, обеспечением жильем, социальными услугами дела обстоят вполне благополучно. Ситуация тут складывается в сочетании двух обстоятельств: во-первых, нарушения прав переселенцев в означенных сферах являются массовыми; во-вторых, юридическая борьба с этими нарушениями доказала свою результативность (особенно когда дело доходит до судебного разбирательства), поскольку речь идет о противоречии действий разного ранга должностных лиц положениям Конституции и других весьма четко сформулированных законодательных актов. И трудность тут состоит в том, что люди, вышедшие из социализма и находящиеся в трудном материальном и психологическом состоянии, просто не могут заставить себя обратиться в суд и довести дело до конца.

Что касается трудностей переселенцев в получении жилья и работы, речь тут идет, во-первых, о так называемых ресурсоемких правах, соблюдение которых крайне трудно «пробить» через суд, ведь само по себе судебное решение не создает необходимого (и всюду в России тотально дефицитного) материального обеспечения прав. Во-вторых, из-за этого дефицита законодательные акты сформулированы так, что они практически никого ни к чему не обязывают.

Таким образом, мигранты, пытаясь решить ключевые проблемы обустройства на новом месте, в определенном смысле выпадают из правового пространства и попадают во власть некоего неформального механизма, основанного на связях, деньгах, взятках и прочем, на их умении «устраиваться» и «договариваться».

 

Просмотров работы: 5519