ДЕЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДЕЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Бурнышева Е.В. 1
1Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение причиненного вследствие экологического правонарушения ущерба. Однако в настоящее время граждане лишены возможности реализовать это право в полной мере в связи с пробелами в законодательстве. К сожалению, в России многие законы существуют лишь на бумаге, а то и вовсе противоречат Конституции. В связи со стабильно ухудшающимся состоянием окружающей среды, вопросы о ее защите, ответственности за загрязнение среды становятся особенно актуальными.

Нужно заметить, что все-таки кое-какие изменения в экологической политике правительства РФ происходят: подписываются Экологические доктрины, устанавливается политика перехода на более экологически дружелюбное производство, однако данные экологов и других специалистов почему-то продолжают свидетельствовать о негативном изменении окружающей среды. Дело в том, что общественные организации практически бессильны в своей борьбе, поэтому очень важно осознать необходимость изменений на федеральном уровне, кооперации с международными организациями – ведь забота о нашей планете касается всех стран. Очень печально, что в то время, как Европа переходит на новые экологические стандарты, развивающиеся страны продолжают бессовестно загрязнять природу в погоне за прибылью, сводя, таким образом, старания многих стран на нет.

Примечательно, что за последние 10 лет в законодательстве не только произошло позитивных изменений о защите окружающей среды, но и, напротив, были приняты законы, развязывающие руки акулам бизнеса, направленные на деградацию экологических систем, ухудшение качества жизни граждан. Вот примеры некоторых из них:

  • С 2007 года разрешается ввоз радиоактивных отходов и материалов из других государств в целях хранения или захоронения;

  • С 2005 года государственные инспекторы охраны природы более не уполномочены выдавать предписания о приостановлении осуществляемой с нарушением законодательства деятельности;

  • С 2009 года деятельность, ведущая к сокращению численности растений, занесенных в Красную книгу РФ, разрешена (на время подготовки олимпийских игр в Сочи);

  • С 2006 года на землях, включенных в границы национального парка, разрешается строительство новых объектов хозяйственного назначения;

  • С 2009 года разрешается переводить земли лесного фонда с лесопарками в земли других категорий;

  • Упразднение с 2004 года специально уполномоченного федерального органа по охране атмосферного воздуха;

  • С 2006 года разрешено относить к информации с ограниченным доступом документы, в которых содержится информация о чрезвычайных ситуациях, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для безопасности граждан и населения в целом. Теперь данные о выбросах и сбросах конкретного предприятия являются конфиденциальными и не предоставляются даже живущим рядом людям.

К каким последствиям приведут данные изменения – неизвестно, да и невозможно оценить. Как это отразится на здоровье людей, сколько жизней унесет раньше времени – только предстоит узнать будущим поколениям. Пока экологи бьют тревогу, чиновники продолжают лоббировать интересы крупных госкорпораций, отодвигая сроки принятия международных экологических стандартов.

Основные пути улучшения сложившейся ситуации должны быть комплексными и всеобъемлющими. Во-первых, необходимо создать единый независимый федеральный орган, осуществляющий государственный контроль в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Во-вторых, необходимо присоединиться к Орхусской Конвенции об участии общественности в процессе принятия решений, о доступе к информации и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. В-третьих – дополнить статьями, дающими право общественным организациям обращаться в суд в защиту прав и свобод граждан в целях обеспечения прав на благоприятную окружающую среду, Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В-четвертых, восстановить государственную и общественную экологические экспертизы в отношении опасных объектов. И наконец, увеличить меру наказания за сбросы, выбросы и захоронение отходов юридическими и физическими лицами.

Просмотров работы: 815