ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СРЕДИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СРЕДИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Омарова П.О. 1, Магомедов Д.З. 1, Зайнулабидов Б.М. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы в Республике Дагестан и на Северном Кавказе в целом отмечается всплеск экстремистской деятельности и рост террористической угрозы. Экстремисты всех мастей и направлений активно обрабатывают сознание молодежи Северного Кавказа и Дагестана (в частности) с целью вовлечения в противоправную антигосударственную деятельность. Идеологической основой такого массированного воздействия выступают идеи разобщения и расслоения российского общества, создание образа врага, разрушение культуры межнационального и межконфессионального диалога, девальвация ценностей патриотизма и гражданственности на Северном Кавказе.

«Зомбированные» экстремистской пропагандой молодые люди в условиях недостаточности программ профилактики асоциальных явлений в молодежной среде становятся легкой добычей террористов, выступая не только как адепты антироссийских настроений, но и слепыми исполнителями террористических актов, противоправных действий, преступлений против государства и личности. Наиболее уязвимой в этом плане оказывается сельская молодежь (особенно проживающая в высокогорных и труднодоступных районах Дагестана), не охваченная различными молодежными программами, мероприятиями и акциями, в отличие от молодых жителей городов.

Подобная ситуация не может быть решена усилиями только государственных силовых органов. Только комплексный целевой подход, представляющий собой объединение усилий государственных и общественных организаций, особенно молодежных, можно противопоставить целенаправленной экстремистской идеологической экспансии в молодежную среду.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года более одной трети общей численности населения Северо-Кавказского федерального округа составляет молодежь, что обуславливает необходимость проведения грамотной и эффективной молодежной политики. Среди приоритетных направлений молодежной политики Стратегия определяет следующие:

- поддержка общественных объединений молодежи,

- оказание информационно-консалтинговой помощи молодежи,

- формирование межрелигиозной терпимости, проведение мероприятий, направленных на интеграцию молодежи Северо-Кавказского федерального округа в общественную жизнь страны.

Принятая в Дагестане Республиканская целевая программа «Комплексная программа противодействия экстремизму и терроризму в Республике Дагестан на 2012 -2016 годы» в числе основных задач отмечает следующие: формирование в обществе обстановки нетерпимости и негативного отношения к экстремистским и террористическим проявлениям и содействие органам государственной власти республики, органам местного самоуправления, институтам гражданского общества в противодействии экстремизму и терроризму.

Анализ нормативно-правовых документов и социально-политической ситуации позволил прийти к выводу, что в современных российских условиях необходима систематизация и построение новой идеологической платформы патриотического воспитания и формирования культуры межнационального общения в молодежной среде.

На наш взгляд, такой платформой должно стать формирование общероссийской идентичности на основе понимания многообразия культур народов, населяющих Россию, и своей сопричастности к судьбе страны. Большинство исследований в области патриотического воспитания привязаны к местности, где воспитывается молодой человек, но более широкое понимание Родины как объединения государственных субъектов не формируется. Обособленный, «местечковый» патриотизм становиться основой для националистических выходок в молодежной среде, агрессивного неприятия граждан своей страны другой национальности или религии.

Президент Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов в своих выступлениях отмечает:

«Я думаю, что нужно создавать традицию своевременного решения проблем, возникающих в сфере межнациональных отношений — и не политическими методами, а создавая четкие цивилизованные правовые механизмы защиты каждого человека и единства российского народа» (Интервью "Правде.Ру" 07.06.2012)

«Мы — государство-цивилизация, куда органично включено все многообразие культур и традиций народов России. Именно поэтому на национальный вопрос важно дать общенациональный ответ. И если этого не будет сделано, мы погибнем как цивилизация.

Сегодня Россия находится в очень сложной ситуации. Межнациональные отношения накалены до предела, оскорбления по этническому принципу нередко доходят до серьезных столкновений, в том числе влекущих за собой человеческие жертвы. Практически в любой точке России в любое время могут быть спровоцированы межнациональные конфликты вплоть до погромов. Именно поэтому сегодня крайне важно вновь научиться жить вместе в новых исторических условиях» (Интервью газете «Культура»)

«Я все-таки уверен, что культура важнее, чем экономика, потому как если культура не дает своих ценностей и ориентиров, то и экономика зайдет в тупик. Это касается и межнациональных отношений. Россия – великая культурная держава. И об этом нельзя забывать» (Интервью газете «Трибуна», 28.01.13).

«Мы все должны знать, что Дагестан един, дагестанцы едины, при этом развивать свою культуру и свои традиции. У нас нет и не может быть межнациональных противоречий. Сейчас во многом испорчены человеческие отношения, также внутри семьи. Но это нельзя переносить на межнациональные отношения. Нам нужно укреплять единство дагестанского народа» (Газета «Дагестанская правда», 20.02.2013)

Эти размышления и долгий опыт работы в сфере молодежной политики привели к созданию проекта «Формирование общероссийской идентичности как фактор гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма среди сельской молодежи Северного Кавказа», который был поддержан Федеральным агентством по делам молодежи.

Цель проекта - создание условий для профилактики экстремизма среди сельской молодежи Дагестана путем реализации комплексной программы по формированию общероссийской идентичности в молодежной среде районов РД (Ботлихского, Гунибского, Дербентского, Карабудахкентского, Кизилюртовского, Кумторкалинского, Сулейман-Стальского, Новолакского, Сергокалинского, Хасавюртовского районов) в период с 1 ноября 2013 года по 1 апреля 2014 года.

Задачи:

1. Создание методической базы для профилактики экстремизма в молодежной среде на основе формирования общероссийской идентичности.

2. Формирование установок гражданской активности и общероссийской идентичности среди сельской молодежи РД.

3. Развитие условий для консолидации действий молодежных организаций Северного Кавказа в профилактике экстремизма и развития патриотических чувств у молодежи.

4. Создание условий для развития гражданского образования и взаимодействия молодежи Северо-Кавказского и Южного федеральных округов путем проведения Межрегионального молодежного образовательного форума "Будущее России".

На базе ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет» специалистами Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» регулярно проводится обучающий семинар-тренинг для молодежных лидеров из студенческой среды и молодежных общественных организаций «Тренинг по формированию общероссийской идентичности как фактор гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма», где студенты-волонтеры проходят обучение по пятимодульной системе, которая включает в себя следующие основные составляющие:

1. Модуль «Формирование толерантности и культуры межнационального общения». Это первый модуль тренинга, который направлен на знакомство, командообразование в группе, а также на предоставление первичной информации по культуре толерантного межнационального общения.

2. Модуль «Социально-психологические особенности толерантного человека. Конфликтологическая культура личности» позволяет участникам получить знания о толерантной личности, о том, чем толерантный человек отличается от интолерантного. Для закрепления знаний в течение всего тренинга проводятся соответствующие упражнения и игры. На этом этапе участники тренинга знакомятся с многообразием мира человеческого общения путем проведения упражнений, мини-лекций, шеринга, игр. Занятия по этому модулю позволяют участникам познавать уникальность личности независимо от ее национальности, вероисповедания, социального положения, состояния здоровья (инвалидности/ не инвалидности).

3. Модуль «Предрассудки и стереотипы». Здесь участники знакомятся со значением слов «предрассудок», «стереотип», «предубеждение», осознают, как они мешают человеку жить и налаживать диалог с человеком иным, отличающимся от него по своим социально-психологическим, этническим и другим особенностям. Студенты приходят к пониманию того, как можно стереть острые грани предрассудков и стереотипов путем активного участия в интерактивных играх, упражнениях, разминках.

4. Модуль «Дискриминация». В рамках работы этого модуля каждый участник знакомится с термином «дискриминация» на собственном опыте (в роли дискриминированного или дискриминирующего). Этот модуль вызывает наибольший интерес у студентов, а накал страстей и эмоций в ходе тренинга достигает критической отметки.

5. Модуль «Формирование общероссийской идентичности» является завершающим и направлен на осознание участниками тренинга своей гражданской общероссийской идентичности, степени развитости патриотических чувств и культуры межнационального общения.

После прохождения обучающего тренинга студенты-волонтеры делятся по парам и направляются в студенческие группы и в школы, где они проводят тренинги среди других студентов или старшеклассников и по ходу занятий отбирают наиболее отличившихся участников.

По завершению тренингов создается группа из числа волонтеров, которые проходят дополнительные занятия и со старшими тренерами из числа студентов-волонтеров проводят тренинги в других группах и классах.

Как показывают результаты такой деятельности, вследствие проведенных занятий у молодежи меняются социальные установки, появляются чувства сопереживание и эмпатии, формируется культура межнационального общения и осознание проблем социализации различных групп населения.

Просмотров работы: 1420