ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ

Омарова П.О. 1, Магомедова С.Ш. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема наркомании стала одной из угрожающих развитию Российского государства, общества в целом. По официальным данным с 1993 по 2010 г.г. количество наркоманов выросло в девять раз. Только в 2012 году на учете состояло около 655 тысяч потребителей наркотиков. Сегодня официальные цифры распространенности наркомании составляют 322,4 на 100 тыс. населения, а 13% граждан России имеет опыт употребления (при том, что реальные данные значительно выше).

Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин: «Наркобизнес и связанная с ним преступность являются одной из серьезных угроз безопасности Российской Федерации… Наркотики убивают тысячи наших сограждан, убивают не только непосредственно, но и через распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний. Доходы от их нелегального оборота стали финансовой основой для разного рода криминала, в том числе для организованных преступных сообществ и международных террористов» [1].

Во всем комплексе мер борьбы с наркоманией на первое место естественно и логично выходят профилактические. Общеизвестно, что любую болезнь легче предупредить, чем заниматься лечением, подчас долгим и сложным, а уж наркоманию — тем более. Профилак­тика наркомании требует комплексного подхода в выборе программ проти­водействия наркоагрессии и способов их организационного и материального обеспечения, конкретных форм и методов ра­боты в различных ситуациях, скоординированных усилий со стороны многих общественных органов и т.д., широкого фронта противодействия наркотизму.

Современная система российского образования в рамках компетентностного подхода предполагает переход от фундаментальных основ воспитания к решению частных вопросов воспитательного процесса в школе, обращение к технологиям, методам и методикам. В контексте проблемы профилактики наркомании это ставит перед нами необходимость поиска современных технологий по противодействию вовлечения несовершеннолетних в процесс употребления одурманивающих препаратов. Правовым базисом такой работы выступают Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), Государственная программа Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков" на 2013-2020 г.г., «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования до 2020 года».

В последние годы отмечается тенденция все большего омоложения возраста наркоманов как в России, так и во всем мире. При этом современная школа оказалась не готова в решению вопросов первичной профилактики, наркомании, создания условий для обучения и воспитания детей, уже оказавшихся втянутыми в процесс наркотизации, просвещения родительской общественности и защиты прав несовершеннолетних, чьи родители принимают наркотики.

В 2013 году принята Государственная программа Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков" на 2013-2020 г.г.. целью которой является повышение качества и результативности противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков. Анализ ее материалов показывает, что основными направлениями превентивной работы выступают: работа с мигрантами, антикоррупционная профилактика в органах наркоконтроля, профилактические мероприятия с группами риска немедицинского потребления наркотиков и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, реабилитация наркозависимых подростков, создание современных оздоровительных технологий и физкультурно - профилактических моделей по предупреждению потребления наркотиков в системе воспитания и организации досуга подростков и молодежи.

Это актуализирует необходимость поиска путей профилактики наркомании среди школьников, выявления возможностей психолого-педагогического сопровождения подростков из групп риска, изучения потенциала формирования здорового образа жизни как фактора противодействия распространению наркотиков в подростковой среде.

Теоретико-методологическое обобщение материалов педагогических исследований позволило нам сформулировать основные направления нашей педагогической модели по формированию здорового образа жизни как фактора профилактики наркомании в подростковой среде в условиях общеобразовательной школы:

- создание в школе конкурирующих подростковых сообществ с собственной символикой (герб, гимн, футболка и бейсболка, значок), с еженедельной фиксацией позитивных достижений на специализированном стенде.

- широкая просветительская деятельность в области профилактики наркомании с привлечением информационных технологий, создания социальных роликов, презентаций и анимационных фильмов на базе школьной телестудии.

- вовлечение подростков в занятия физкультурой и спортом как на уроках физкультуры, так и во внеурочной деятельности.

- активное взаимодействие с родительской общественностью в формировании здорового образа жизни путем создания семейно-спортивного школьного клуба, проведения спортивных соревнований между семейными командами как в рамках одной классной параллели, так и между школами района, выезда на природу, участие в туристических походах в горы.

- повышение квалификации психолого-педагогического коллектива образовательного учреждения в области противодействия наркотизации школьников.

- постоянный мониторинг и психолого-педагогическая диагностика факторов риска наркотизации учащихся.

Анализ материалов экспериментального исследования свидетельствует о том, что если до начала формирующего эксперимента отмечалась малая компетентность педагогов и родителей в области профилактики наркомании, недостаточность знаний подростков в сфере противодействия употреблению психоактивных веществ, низкий уровень физической активности и недостаточность интереса к занятиям спортом, то в результате проведенной работы практически все родители и педагоги, принимавшие участие, стали активными пропагандистами здорового образа жизни, у подростков и взрослых отмечаются значительные улучшения показателей здоровья и физической активности.

Результаты анкетирования подростков демонстрируют явное изменение отношения к употреблению наркотиков от индифферентного к резко отрицательному. У большинства школьников диагностируется развитие ценностного отношения к своему здоровью и жизненному маршруту.

Таким образом, воспитательный потенциал формирования здорового образа жизни как фактора профилактики наркомании среди учащихся подросткового возраста можно считать экспериментально доказанным.

Литература:

  1. Вступительное слово Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на Коллегии Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Режим доступа: http://www.narkotiki.ru/ocomments_5724.html

  2. Магомедов Д.З., Магомедова С.Ш. Добровольческие технологии профилактики наркомании в молодежной среде // Материалы V Международного студенческого научного форума РАЕ. – М.: РАЕ, 2013 http://www.scienceforum.ru/2013/169/3447

Просмотров работы: 1122