РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано со средствами массовой информации, льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, но и школа стала предъявлять все больше серьезных требований к первоклассникам. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать логические задачи.

Основными показателями умственного развития старших дошкольников являются: усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

В связи с этим была выбрана тема дипломной работы: «Развитие мышления у старших дошкольников».

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет: психологические особенности мышления старших дошкольников.

Цель: изучить психологические особенности развития мышления у старших дошкольников.

Цель исследования реализовывалась в соответствии с гипотезой: развитие и коррекция мышления детей старшего дошкольного возраста будет эффективна при соблюдении следующих условий:

- теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления;

- учтены индивидуальные особенности каждого ребенка при разработке программы развития мышления;

- структура и содержание упражнений направлены на формирование и развитие мыслительных операций;

- проведена диагностика уровня развития мышления старших дошкольников, определены уровни развития мышления.

Практическая значимость: знания полученные нами в изучении литературных источников могут быть применены в повседневной практике в ДОУ.

Анализ научной литературы позволил изучить особенности проявления и развития мышления старших дошкольников, которыми являются следующие:

- старший дошкольник может подходить к решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое;

- различные формы мышления ребенка (наглядно-действенное, наглядно – образное и понятийное) никогда не функционируют изолированно друг от друга; мышление ребенка приобретает тот или иной характер в зависимости от преобладания тех или иных его компонентов (образных или понятийных);

- с учётом развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умение анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию умственный потенциал старшего дошкольника оказывается достаточно высоким. В качестве основных посылок совершенствования и усложнения мыслительной деятельности ученые выделяют следующие моменты: бурное развитие ассоциативных зон мозга, в которых формируются процессы, определяющие проявления сложнейших интеллектуальных действий, связанных с логическим мышлением (Л.В. Занков, Я.З. Неверович); появление произвольности в поведении и познавательных процессах (А.В. Запорожец); способность действовать по образцу и инструкции (В.К. Котырло); умение оценить свою работу и работу других (А.П.Усова, А.Н. Давидчук); способность подчиниться к требованиям и правилам ситуации (Л.В. Эльконин); способность к общему способу действия в условиях решения определённого типа задач (Л.А. Венгер); способность осуществлять контроль за собственными действиями (Н.Н. Поддъяков).

- старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: сравнение, классификация, сериация;

- мышление ребёнка связано с его знаниями; образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике.

Эмпирическая часть работы включала в себя следующие этапы:

  1. первый этап – контатирующий

  2. второй этап – формирующий

  3. третий этап - контрольный

1. Определение исходного уровня сформированности мышления старших дошкольников в исследуемой группе детей, анализ полученных результатов и на этой основе формулирование задач для последующей работы с детьми.

2. Разработка содержания работы по развитию мышления старших дошкольников и ее апробация.

3. Проведение исследования контрольного характера, определение результатов опытно-поисковой работы, выводы об эффективности проведенной работы.

В исследовании приняло участие 20 старших дошкольников в возрасте 5-6 лет. Диагностические задания давались детям индивидуально в свободное от занятий время.

Для определения сформированности мышления детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе использовались методики, диагностирующие образно-логическое мышление «Что здесь лишнее?» и наглядно-действенное мышление «Вырежи фигуры». Развитие мышления детей по первой методике распределилось следующим образом:

2 детей – высокий уровень (10%)

16 детей – средний уровень (80%)

2 – низкий уровень (10%).

По методике «Вырежи фигуры»:

10 детей – высокий (50%)

9 детей – средний (45%)

1 – низкий (5%)

На данном этапе исследования можно сделать выводы, что развитие мышления старших дошкольников находится на среднем уровне.

Формирующий эксперимент

Для детей, которым требуется дополнительная работа, мы провели ряд занятий, в содержание которых вошли различные упражнения и игры, развивающие наглядно - образное и образно-логическое мышление старших дошкольников. В процессе занятий нами использовались следующие методы и приемы: импровизации, подражания, анализирования, наблюдения, сравнения, иллюстрирования.

Характер специальных занятий направленных на развитие операций мышления: анализа, синтеза, классификации, логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти, речи, должен зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Благодаря разработанным занятиям у старших дошкольников в процессе обучения формируются все психические процессы, в том числе и мышление. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые ребенку, способствующие развитию личности ребенка.

Контрольный эксперимент

Чтобы убедиться в эффективности наших занятий мы провели еще 2 методики, направленные на развитие мышления:

«Времена года» - диагностирующая образно-логическое мышление

« Воспроизведи рисунки» - диагностирующая наглядно-действенное мышление

По первой методике развитие мышления распределилось следующим образом:

очень высокий уровень - 11 человек (55%).

высокий уровень – 9 человек (45%).

По второй методике:

очень высокий уровень – 6 человек (30%)

высокий уровень – 11 человек (55%)

средний уровень – 3 человека (15%)

Таким образом, у большинства детей преобладает очень высокий и высокий уровень, детей с низким уровнем развития мышления не выявлено.

Отсюда можно сделать вывод о том, высокий уровень развития мышления повысился, низкий уровень - понизился, это свидетельствует об эффективности проведенных нами занятий, использовании разнообразных методов и приемов работы с детьми: импровизации, подражания, анализирования, наблюдения, сравнения, иллюстрирования.

Заключение

Мышление является высшим познавательным процессом. Отличие мышления от других познавательных процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех других познавательных процессах: восприятии, памяти, внимании, воображении, речи.

Нами были проведены занятия, которые были направлены на развитие мышления, в ходе которой учитывались индивидуальные особенности старших дошкольников и эта развивающая работа опиралась на ведущую деятельность, использовались такие методы и приемы, как иллюстрирование, импровизация, подражание, наблюдение, сравнение, также был использован наглядный материал. В результате этого, процент детей с высоким и средним уровнем значительно повысился, с низким уровнем развития мышления понизился.

Система развивающей работы учитывала индивидуальные особенности старших дошкольников и опиралась на их ведущую деятельность.

Таким образом, гипотеза, которая предполагалась нами в ходе исследования мышления доказана.

Просмотров работы: 6017