На сегодняшний день педагогика широко использует арсенал современных психологических и социологических исследований. Уже давно стало ясно, что функциональный тип образования не является эффективным, что такая направленность образования приводила к определенной личностной несвободе, лишала человека выбора и ответственности в системе общественных отношений, не обеспечивала готовности к жизни в свободном обществе (1, 15). Вопрос об эффективности и качестве образовательного процесса является одним из ключевых в педагогической науке, сегодня очевидно, что положительный результат можно получить лишь при всестороннем развитии личности, с учетом всех ее особенностей, опираясь на ее неповторимость. Добиться выполнения этих требований помогает личностно-ориентированый подход, который ставит личность ученика в центр всего процесса обучения.
Ориентация на личность учащегося определяет такие ведущие тенденции в образовании: переход от авторитарной к развивающей парадигме, перенос акцента на познавательную деятельность ученика, переход от педагогики грамотности к педагогике развития, направленность на реализацию свободного творческого потенциала личности, развитие конструктивного начала в человеке (1, 16).
Преподавание иностранного языка является индивидуальным и особым процессом, следующим своим законам и обладающим собственной спецификой. К тому же, конечной целью изучения иностранного языка является формирование вторичной языковой личности, что говорит о том, что личностно-ориентированный подход является особо актуальным именно в этой области.
В данной статье рассматривается использование творческой работы как метода личностно-ориентированного подхода на примере оформления альбома «My English Studies» на уроках английского языка в начальных классах. Образовательный процесс разделен на модули – логичные, завершенные отрезки времени, на протяжении которых осваивается определенное количество грамматического, лексического, фонетического и страноведческого материала. При завершении модуля помимо контрольной работы учащимся предлагается заполнить несколько страниц альбома, посвященных темам пройденного модуля.
Можно выделить следующие преимущества такого вида работы:
1)Наличие такого альбома само по себе фиксирует факт изучения ребенком английского языка, является предметом его гордости и постоянного редактирования. Творчески, легко и непринужденно в него заносятся пометки о том, каким материалом овладел ученик, что формирует у ребенка четкое представление о том, что он знает. Таким образом, данный вид работы также является метом рефлексии, чему современная педагогика отдает должное внимание.
2)При оформлении страниц, посвященным пройденным темам приветствуется использование фотографий, различных иллюстраций и украшений, поэтому такие темы как «My Pet», «My Family» и «My Room» получаются достаточно яркими. Во время работы ученики увлечены оформлением и получают удовольствие от работы, что формирует дальнейшую заинтересованность в изучении предмета.
3)Работа над альбомом включает различные формы деятельности: вырезание, поделки, изготовление фигурок оригами задействует моторику и подходит для детей кинестетиков; рисование, оформление страниц и подписи к картинкам помогают закрепить информацию детям визуалам; а проговаривание того, над чем ведется работа и презентация своего альбома классу в конце урока позволяет детям аудиалам еще раз повторить материал. Известно, что чаще всего типы личности встречаются не в чистом виде, а представляют собой смешение нескольких. Такой вид работы позволяет каждому ребенку в процессе оформления работы задействовать все чувства и получить как можно больше пользы.
4) Хотя все работы объединены общей тематикой и структурой, альбом «My English Studies» является индивидуальным результатом каждого ученика. В нем отражены образ жизни ученика, его увлечения и предпочтения, что, несомненно, является помощью для учителя.
5) Альбом является своего рода планом или конспектом того, чему обучается ребенок. Опираясь на информацию из альбома, ученик способен кратко высказаться по определенной теме или повторить изученный материал.
Подводя итог, стоит отметить, что подобные альбомы могут помочь в освоении не только английского, но и любого другого иностранного языка, ведь в них как раз и отражается формирование вторичной языковой личности. Не смотря на кажущуюся легкость такого вида деятельности, учитель должен четко представлять себе структуру работы и результат. Предоставляя ученикам свободу в оформлении работы, учитель, тем не менее, контролирует ее содержание. Как показывает практика, дети с нетерпением ждут таких занятий, а их интерес к изучению английского языка возрастает. Для учеников средних и старших классов можно предложить этот же формат работы, но в электронном варианте – в форме презентации, коллажа или интернет страницы, что для детей этого возраста будет гораздо предпочтительнее.
1. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений[Текст]: Н.Ф.Коряковцева. -М.: Издательский центр «Академия», 2010.-192 с. ISBN 978-5-7695-5949-5