ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПЕРЕД НАПИСАНИЕМ СТАТЬИ В ЖУРНАЛ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПЕРЕД НАПИСАНИЕМ СТАТЬИ В ЖУРНАЛ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Вопрос снижения затрат на написание статьи и повышения возможности ее публикации в журналах, имеющих международные индексы цитирования и входящие в базы данных Web of Science и (или) Scopus, следует рассматривать с учетом ряда рекомендаций, среди которых требование к структуре излагаемого материала, объему, ссылок на использованные источники, логики изложения. Эти и другие рекомендации автору статьи необходимо соблюдать как можно в большей степени, чтобы статья была своевременно принята в журнал и опубликована.

Ключевые слова: статья, журнал, цитирование, индекс цитирования, публикация, информационные источники, Web of Science, Scopus, правила написания, структуру статьи, ссылки.

Для тех, кто работает над диссертационной работой, будь то подготовка кандидатской или докторской диссертации, возникает вопрос о публикации своих основных достижений в виде научной статьи в журналах, например, рекомендуемых ВАК России. К публикации прибегают и тогда, когда хотят показать промежуточный или конечный результат научной работы, так как публикация в журнале – это вариант быстрого распространения информации о результатах исследования. Та же проблема с написанием статьи в журнал стоит и перед теми, кто хочет опубликовать свои труды или научные идеи, и тем самым закрепить свое авторство по достигнутым результатам или через официальную публикацию привлечь внимание научного общества к поставленной им проблеме.

В последние годы в российской научной сфере и высшей школе стали больше уделять внимание публикациям статей в журналах, имеющих международные индексы цитирования и входящие в базы данных Web of Science и (или) Scopus.

Научная работа тогда ценна, когда ее не только прочли, но и использовали в последующих наработках и процитировали. Чтобы это произошло, необходимо, чтобы статья, предлагаемая к публикации, была бы понятна читателям, вызывала их интерес, логически излагала суть поставленной проблемы и ее последующее решение, материал был структурирован и качественно написан.

Далее приводится ряд рекомендаций, соблюдение которых позволит существенно снизить затраты на написание статьи и повысить возможность ее публикации в журнале, в том числе и цитируемом.

Итак, завершив научное исследование и получив все необходимые данные для его представления, можно приступать к подготовке статьи. Но, прежде чем начинать ее писать, необходимо проделать несколько важных предварительных шагов: подобрать соответствующий материал и все имеющиеся записи; определиться с местом для ее фактического написания; выбрать информационные источники, которые могут быть полезны при написании статьи; определиться с журналом, в котором предполагается опубликовать статью; признать лингвистические ограничения журнала; определить границы исследования и упорядочить информацию и др. Если не принять во внимание перечисленные меры, то писать статью будет сложнее, что, в конечном счете, может снизить шансы на ее публикацию.

Рассмотрим некоторые действия автора статьи, которые ему необходимо выполнять на каждом из перечисленных выше этапов.

Сбор материалов для статьи

Написание статьи может быть значительно упрощено, если использовать накопленный и сохраненный материал, полученный в процессе исследования. Для этого могут быть использованы научные отчеты, рабочие записи или дневник (электронный или рукописный). Они могут быть важным ресурсом, когда вы начнете писать статью. Благодаря данным в них будет легче вспомнить, как, почему и какие промежуточные и окончательные результаты были получены в результате исследования. Как показывает практика, написание статьи, как правило, осуществляется не в процессе проведения исследования или сразу после его окончания, а только спустя, может быть, нескольких месяцев или даже лет. В этом случае в начале работы над статьей, может оказаться трудным вспомнить детали проведенного исследования. Тем не менее, сохраненные записи при поддержке других источников информации, например, эскизов и фотографий, помогут устранить или снизить данную проблему на этапах работы над статьей. Поэтому важно не только накапливать и сохранять хороший материал по исследованиям, но и правильно использовать его в процессе работы при написании статьи. Таким образом, перед тем, как сесть писать статью, необходимо собрать все имеющие материалы и записи.

Место, где лучше писать статью

Собрав материалы для будущей статьи, следует позаботиться о месте, где было бы удобно и комфортно ее написать, т. е. определить тихое и спокойное место для написания, или, по крайней мере, место, где помехи будут минимальны, потому что положительный результат всегда требует большой сосредоточенности. В идеале, это может быть тихая комната. Если работа ведется при сопровождении научного руководителя или под «присмотром» руководства, то они, как правило, стараясь помочь вам, не будут требовать от вас «ежеминутного» отчета о том, как продвигается работа по написанию. Если же они захотят это сделать, то найдут много способов усложнить вашу жизнь и постоянно нарушать покой работающего человека над написанием статьи. Однако, это бесполезное занятие, так как такой контроль способствует ухудшению качества написанного и, в свою очередь, понижает шансы на ее публикацию. С другой стороны, неопытному автору, безусловно, будет нужна помощь. Следовательно, способность установления баланса между предоставлением полезных советов и сильным вмешательством является важным навыком, которым должны обладать руководители.

Выбор сопутствующих информационных источников

Важным аспектом при написании статьи является наличие информационных источников, соответствующих теме и которые могут быть использованы в готовящейся статье. Крайне важно убедиться в отсутствии упущенных важных ссылок, подтверждающих сделанные выводы или противоречащих им. Их отсутствие создаст плохое впечатление и может отразиться на возможности публикации статьи. Литературу следует искать в соответствующих базах данных, например, таких как Российская государственная библиотека (http://www.rsl.ru/ru) или Библиотека диссертаций и авторефератов России (http://www.dslib.net, http://www.disszakaz.com), используя при поиске все значимые ключевые слова. В этих базах данных можно найти множество различных материалов, подходящих под тему готовящейся статьи.

В процессе поиска материала, следует сразу отсеивать то, что имеет косвенное отношение к вашему исследованию, иначе можно потратить много времени впустую, изучая всю эту информацию. Читая дополнительный материал, будет сложно остановиться и сконцентрироваться на своей конкретной теме статьи. Кроме того, подробный анализ всей литературы по исследуемой тематике может быть контрпродуктивным, так как почти все прочитанные вами документы будут иметь разделы, мало относящиеся именно к вашей тематике. Чтение всего этого материала может сильно отвлечь, так как в нем будет содержаться большое количество идей, о включении в статью которых вы, несомненно, начнете размышлять, нарушая тем самым четкую, последовательную структуру всей работы над статьей.

Для того чтобы быть экспертом в проводимой области исследования и написать статью самостоятельно, необходимо иметь хорошие знания о соответствующей ей литературе. Как правило, сначала лучше написать статью, опираясь на собственные знания, а затем дополнить ее информацией из других источников. На данном этапе рекомендуется по минимуму обращаться к дополнительной литературе за исключением случаев, когда необходимо освежить память в отношении ключевых аспектов рассматриваемой тематики, приводя затем ссылки в статье на источники, к которым обращались. Однако даже это не является обязательным до тех пор, пока структура статьи не будет составлена.

Существуют два вида ссылок: основные и пояснительные. Основными называются ссылки, которые должны быть упомянуты в статье, поскольку они являются критически важными для обоснования проведенного исследования. Эти ссылки доказывают достоверность использованной информации в статье. Пояснительные ссылки отбираются из большого числа подходящей рассматриваемой тематике информации, которая является дополнительной в статье.

Выбор журнала для публикации статьи

Одним из важных шагов перед написанием статьи является выбор журнала, в котором в последующем она будет опубликована. Существует несколько факторов, на которые стоит обратить внимание во время поиска такого журнала: определение значимости вашего исследования и предмета изучения, а также изучение положения данного журнала в топовых международных рейтингах. Оценивание значимости вашего исследования является наиболее сложным, поскольку этот процесс весьма субъективен. Очевидно, если проведенное исследование имеет большое значение только для вас, то будьте готовы к тому, что не все оценят его по достоинству.

Если же изложенные в статье результаты исследования применимы в нескольких дисциплинах, то интерес к ним будет очень высоким. Аналогично, если статья будет содержать в себе неожиданные и новые открытия, которые могут создать серьезный сдвиг в теоретическом понимании, то интерес к ней также будет повышенным. Кроме того, если исследование широко охватывает большое число различных факторов, то оно вызовет гораздо больший интерес, нежели чем ограниченное границами исследование. Статья, охватывающая различные сферы жизни, может быть опубликована в научных журналах широкого профиля. В случае, если статья отражает только одну область применения, лучшими для ее публикации станут журналы определенной узкой тематики, выбор которых можно провести по предметной области на сайте издательства.

Последним шагом при поиске журнала для публикации статьи является изучение его позиций в базах данных об их уровне цитируемости, например, по импакт-фактору из JCR (Journal Citation Reports - Web of Science) или SJR (Scimago Journals Ranking – Scopus1), см. рис. 1.

Рисунок 1

Необходимо также тщательно изучить инструкции по публикации в данном журнале. Большинство авторов не следуют этим правилам, а порой, даже не читают их перед публикацией своей статьи. Безусловно, это раздражает редакторов журнала, так как им потом приходиться объяснять авторам, почему они должны внести те или иные поправки в статью в соответствие с руководящими принципами данного журнала. На практике, конечно, редактор может просто отклонить статью и допустить к публикации работы тех авторов, которые следовали рекомендациям к написанию. Таким образом, несоблюдение принципов и правил выбранного журнала может серьезно подорвать шансы на публикацию в нем подготовленной вами статьи.

Все инструкции к написанию статьи и правила ее публикации в журнале доступны в онлайн на сайтах журналов или издательств. Одним из главных ограничений при приеме статьи в журнал является количество в ней слов. На практике, многие важные статьи отклоняются или требуют пересмотра из-за своих больших размеров. Они бывают настолько объёмными, что издательства просто отказываются их публиковать. Как правило, в инструкции издательства указывается количество слов для тезисов и для самой статьи, число таблиц и рисунков. Необходимо эти ограничения знать заранее, прежде чем начинать писать. Так, если указано, что максимальный размер основного текста статьи должен составлять 5000 слов, то редактор журнала будет ожидать материал на 4000 - 5000 слов. Однако, если ваше исследование будет содержать менее чем 2000 слов, то редактор будет считать его несерьезным. В этом случае следует либо найти другой журнал для публикации, либо разместить в выбранном журнале тезисы своей статьи, если в нем существует для этого специальный раздел.

Ниже приведен фрагмент из требований издательства «Эльзевир» по написанию статьи2:

Fullarticle(Полная статья)— стандартный формат для завершенных научных исследований — 8 - 10 стр., 5 - 8 рисунков, 25 - 40 ссылок.

Кроме того, издательства могут устанавливать ограничения на количество таблиц или рисунков и виды знаков и цифр. Некоторые издатели просят авторов покрыть расходы, связанные с преобразованием рисунков или графиков в нужные цвета. Для того, чтобы избежать таких расходов, необходимо использовать знаки и цифры четкого черного цвета, а также указать ссылки на сайт, откуда они были взяты. Следуют также не забывать об орфографии, соблюдая все необходимые языковые требования.

Когда вы уже подготовили текст статьи, то тщательно доработайте его в соответствии с требованиями к публикации выбранного журнала. Это требует временных затрат, но это гораздо лучше, чем отклонение публикации из-за несоответствующего журналу формата.

Чтобы статья не была отклонена и дошла до рецензирования:

- выбирайте журнал, точно соответствующий тематике вашего исследования;

- оформляйте статью строго в соответствии с требованиями журнала, т. е. соблюдайте требования к объему статьи, к спискам литературы и др.;

- в списки литературы обязательно включайте иностранные источники (не менее 50-70%, исключение — публикации по региональной тематике);

- число цитируемой литературы должно быть достаточным с точки зрения выбранного журнала, чаще это — от 15 до 30 ссылок;

- списки литературы (References)статьи — это демонстрация эрудиции, информированности о текущих исследованиях в данной области, поэтому цитируемые публикации должны быть как можно более новыми (но и раздувать их чрезмерно, без причины, тоже не следует);

- не увлекайтесь ссылками на свои работы, однако, и не исключайте их совсем, если публикация является продолжением предыдущих публикаций, даже если они на русском языке.

Учет лингвистических ограничений

Собрав всю необходимую информацию для написания статьи, найдя место для работы над ней и выбрав журнал для ее публикации, изучив инструкции к публикации, можно было бы начать писать статью. Однако, при составлении статьи на английском языке вам необходимо знать лингвистические ограничения. Стиль написания должен быть скорректирован соответствующим образом, если вы не являетесь носителем языка или высококвалифицированным non-native speaker. В частности:

  • очень важно писать более простым языком, нежели чем вы выражаетесь на вашем родном языке;

  • не следует часто прибегать к советам в учебниках с правилами написания работ на английском языке. Большинство из них бесполезны, так как они дают совет «что делать?», но не «как это сделать?»;

  • необходимо по максимуму охватить все ключевые моменты своего исследования, изложить их четко в краткой форме, при этом подчеркнув важность проделанного вами труда.

Если вы не обладаете хорошими языковыми навыками, то следует выбрать простейший стиль изложения материала, используя простые предложения, чтобы в дальнейшем англоязычный редактор смог понять ваш стиль письма и при необходимости его подкорректировать.

В большинстве случаев, редакторы журналов отказываются редактировать статьи и просто отклоняют их от публикации, считая, что процесс корректировки требует больших усилий и замает много времени. Поэтому при написании статьи не следует использовать сложные предложения, если вы не владеете свободно английским или другим предусмотренным языком издательства. Корректируя простые предложения, легкие для восприятия, опытный редактор может придать изысканности вашему стилю написания.

Лингвистические ограничения являются ключевым фактором при выборе журнала для публикации статьи, поскольку существуют значительные различия между языковыми стандартами разных издательств. Неопытному автору, которому необходимо в короткие сроки опубликовать статью, рекомендуется обратиться к англоязычному «другу» за помощью в поиске журнала с низкими лингвистическими стандартами.

Разделение границ исследования

Процесс научного исследования является своеобразным изучением, выяснением каких-либо факторов. Очевидно, перед началом написания статьи, описывающей проделанный труд и его результаты, необходимо определить границы исследования, то есть указать ключевые моменты, которые будут описаны в статье, и что в ней будет обсуждаться. Иногда это сделать несложно, но большинство исследований являются достаточно сложными, и определить их границы удается с трудом. На практике решением такой проблемы являются разделение исследования на несколько частей и написание по каждой из них отдельной статьи.

В случае с объёмным проектом следует разделить его на несколько частей и провести исследование каждой из них, значительно облегчая тем самым определение границ этих исследований. Деление проекта на части будет способствовать удобному построению подзаголовков разделов промежуточного и окончательного отчетов для каждого исследования. Аспекты исследований одного проекта должны быть подробно описаны только один раз, после чего на них могут быть сделаны ссылки результатов других исследований этого же проекта.

Разделив проект на отдельные части, исследования которых будут описаны в статье, вы столкнетесь с проблемой «с чего начать», то есть, аспекты какого именно исследования должны быть описаны в первую очередь. Ряд авторов рекомендуют начинать с описания того, что было сделано. Такой подход имеет некоторое преимущество, так как этот единственный аспект является определенным, изменить который уже нельзя, потому что факт есть факт. Также, начав с описания проделанной работы, вам будет легче описать результаты, о которых уже имеется четкое представление.

Однако и здесь существуют проблемы. Во-первых, важно знать, что именно следует включить в разделы, описывающие то, что было сделано. Во-вторых, необходимо изложить методы исследования и его результаты в логическом порядке. Как правило, в таких случаях наиболее оптимальным является хронологический порядок.

Необходимо четко сконструировать структуру статьи и определить рамки каждого исследования, которое будет в последующем описано в работе. Основные ключевые моменты, составляющие структуру статьи: постановка проблемы, цель, проделанная работа, результаты и выводы исследования. Такой план может быть использован для создания каждого раздела документа, подробно описывающего отдельные исследования, образующие цельный проект. Важно помнить, что цель может меняться в процессе исследования, а также могут быть добавлены некоторые новые цели и отброшены предыдущие. Проделанная работа описывает проведенные эксперименты и анализы, на результаты которых в дальнейшем будут ссылаться выводы.

Изначально, утверждения, описывающие все эти аспекты могут быть очень короткими. Действительно, написание таких коротких утверждений является необходимым для составления ключевых разделов статьи.

В конце составления статьи, необходимо включить ссылки на документы, на которые непосредственно ссылались при работе.

Список использованных источников:

1. Мартин Дембовский Руководство для авторов по публикации статей в научных журналах издательства Emerald. URL: www. emeraldinsight.com

2. Gustavii B. How to write and illustrate scientific papers (2nd edition). Cаmbridge Univеrsity Prеss, 2008. - 180 pages. ISBN: 052187890X. URL: http://www.twirpx.com/file/900669/

3. Malmsfors B, Garnsworthy P, Grossman M (2004) Writing and presenting scientific papers. Nottingham University Press, Nottingham. URL: http://www.springer.com/978-1-4419-9787-6

1 Scopus Title List — http://www.scopus.com

2 Кириллова О.В.Особенности подготовки научных статей к публикации в ведущих зарубежных журналах, индексируемых в базах данных цитирования (презентация). – М.: Финуниверситет, 17 мая 2013 г.

 

Просмотров работы: 3785