ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема здоровья детей, особенно психического, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Конечно, этот вопрос привлек внимание ученых многих отраслей не сегодня и не вчера. Здоровье – это приоритетная ценность человека, ему отводится первоочередное значение. Актуальность обсуждения данного вопроса связана с ухудшением здоровья детского населения Российской Федерации. Ухудшению состояния здоровья способствует рост заболеваемости, изменение структуры и увеличение частоты хронических заболеваний.

Многие авторы, которые пишут о проблеме детского здоровья, пытаются дать определение понятию «здоровье», ссылаются на работу П.И. Калью «Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация». В этой работе приводится 79 определений здоровья, которые были сформулированы представителями различных научных дисциплин из разных стран мира в различное время [2]. В настоящее время выделяют следующие компоненты здоровья:

  • соматическое - текущее состояние органов и систем организма человека;

  • физическое - уровень роста и развития органов и систем организма;

  • психическое - состояние психической сферы, душевного комфорта;

  • нравственное - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности [4, c. 42].

Для нас особый интерес представляет такой компонент здоровья, как «психическое здоровье». Сам термин «психическое здоровье» введен Всемирной организацией здравоохранения в 1979 году в докладе Комитета экспертов «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей». В нем говорится, что нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, которые воздействуют на психику и связанны с социальными условиями [3].

В «Новейшем психологическом словаре» дается следующее определение «здоровью психическому» - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности [6, с. 148]. Авторами выделены критерии психического здоровья: 1) состояние субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций - внешним раздражителям, значению жизненных событий; 2) адекватный возрасту уровень зрелости личностных эмоционально-волевой и познавательной сфер; 3) адаптивность в микросоциальных отношениях; 4) способность к самоуправлению поведением, разумному планированию жизненных целей и поддержанию активности в их достижении.

Дошкольный возраст - это один из самых интереснейших возрастных периодов в развитии человека. В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование всех психических процессов и личности ребенка, закладывается основа перехода его к не менее важному и сложному возрастному периоду - младшему школьному. Именно подготовка к школьному обучению включает такой компонент как психологическая готовность ребенка.

Именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. Условием нормального психосоциального развития ребенка (кроме здоровой нервной системы) является спокойная и доброжелательная атмосфера, создаваемая постоянным присутствием родителей или лиц, их замещающих, которые внимательно относятся к эмоциональному благополучию ребенка, беседуют с ним, играют, поддерживают дисциплину, наблюдают за ним, обеспечивают семью необходимыми материальными средствами. Подчеркивается также, что ребенку необходимо предоставлять больше самостоятельности и независимости, возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. В докладе отдельно подчеркивается, что многие дети не имеют таких условий.

Большинство психологов считает, что психическое здо­ровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны со стилем родительского воспитания, зависят от характера вза­имоотношений родителей и детей.

Сделано множество попыток выделить и описать стили воспитания. Так, например, А. Болдуин выделяет два стиля родительского воспи­тания: демократический и контролирующий.

Демократический стиль характеризуется высокой степенью вербального общения между родите­лями и детьми, включенностью детей в обсуждение семейных про­блем, успешностью ребенка при готовности родителей всегда прий­ти на помощь, стремлением к снижению субъективности в виде­нии ребенка.

Контролирующий стиль характеризуется существенными ограни­чениями поведения ребенка, отсутствие разногласий между ро­дителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкого по­нимания ребенком смысла ограничений. Постоянство и последовательность предъявления требований и запретов признаются ребенком как спра­ведливые и обоснованные.

Некоторые авторы добавляют еще смешанный тип воспитания. Дети, испытывающие такой тип воспитания, характеризуются как послушные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные с бедной фантазией.

В.И. Гарбузов, А.И. Захаров отмечают, что от воспитательных воздействий, от особенностей взаимодействия родителей с ребенком зависит формирование характерологических особенностей ребенка. Даже если ребенок находится под пристальным вниманием родных и близких, окружен их заботой, встречается не малый процент психических заболеваний, неврозов, причиной которых являются особенности взаимоотношений. И в связи с этим В.И. Гарбузов выделяет четыре типа неправильного воспитания [1, c. 19].

Первый тип - неприятие - характеризуется отсутствием любви к ребенку, неприятием индивидуальных его особенностей, жестким контролем, суровыми наказаниями, строгим режимом, навязыванием ему типов поведения. Данный тип воспитания может сочетаться с недостатком внимания, контроля со стороны взрослых. При таком типе воспитания в итоге возникает взаимное отчуждение, взаимное неприятие. Это самый драматичный тип воспитания.

Второй тип - гиперсоциальное воспитание. Ребенок появляется в семье, так как дети должны быть у всех. Успехи ребенка являются самоцелью для родителей, неудачи воспринимаются как трагедия, катастрофа. В ребенке культивируется педантизм, чрезмерная пунктуальность, сдержанность эмоций как проявление интеллигентности, ориентация на оценку окружающих. Такое отношение к ребенку в итоге приводит к психосоматическим заболеваниям, возникновению неврозов.

Третий тип - тревожно-мнительное отношение родителей - постоянная тревога за здоровье ребенка, его благополучие, забота о социальном статусе, успехах в учебной и профессиональной деятельности. Ребенок становится нерешительным, несамостоятельным, робким и обидчивым, малейшие трудности вызывают у него панику, нервность и мнительность.

Четвертый тип - эгоцентрическое воспитание - предполагает чрезмерное внимание всех членов семьи к ребенку, культивирование сверхъестественности, «кумира семьи». Малейшие прихоти и желания ребенка выполняются немедленно. При общении со сверстниками такой ребенок сталкивается с неудачами, претензии его претерпевают отпор, неприятие. Ребенок становится агрессивным, истероидным, тревожным, мнительным, замкнутым. Ребенок-эгоист обречен на крах и одиночество.

Обобщая детерминанты родительского отношения в раз­личных концепциях, Б.Ю. Шапиро выделил следующие [7, c. 160]:

  • особенности личности родителя (концепция А. Адлера, Дж. Боулби, Л. Лоевингер);

  • личностные и клинико-психологические особенности (работы М.И. Лисиной, Н. Ньюсона);

  • этологические факторы (С. Лейбовичи);

  • социокультурные детерминанты (X. Харлоу, М. Лаоса);

  • особенности внутрисемейных отношений (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер).

Если родители действительно заботятся о психическом здоровье своих детей, им необходимо соблюдать следующие рекомендации [5, с. 22]:

- Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок - единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией Вас самих. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.

- Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недо­статками, слабостями и достоинствами. Принимайте его та­ким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.

- Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

- Не бойтесь «залюбить» ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему этого хочется.

- В качестве воспитательного воздействия чаще исполь­зуйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.

- Установите четкие рам­ки и запреты и позвольте ребенку сво­бодно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

- Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воз­действовать на ребенка просьбами - это самый эффектив­ный способ давать ему инструкции.

- Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в процессе игры Вы сможете передать ему не­обходимые навыки и знания, понятия о жизненных прави­лах и ценностях, лучше понять друг друга.

- Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему не­понятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои жела­ния, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.

В ряде психологических работ понятие психическое здоровье связывается с созданием психологического комфорта. Огромная роль в создании благоприятного психологического комфорта отводится не только родителям, но и воспитателю, педагогу. Работая с детьми, общаясь с ними, взрослый должен обязательно знать закономерности и особенности такого общения и взаимодействия. Обучая и воспитывая, воспитатель, педагог является центральной фигурой, авторитетом для детей, предметом подражания, носителем жизненных ценностей. Поэтому педагогу и воспитателю необходимо следить за своими эмоциями, поведенческими реакциями, приемами и способами общения с детьми дошкольного возраста. Благодаря взрослому ребенок на данном возрастном этапе учится диалогу с обществом.

Список литературы:

  1. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990.

  2. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. - М.: Медицина, 1988.

  3. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера». 2000.

  4. Психология здоровья / Под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - (Учебник для вузов).

  5. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - 4-е изд. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

  6. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под. ред. В.Б. Шапаря. - изд. 2-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

  7. Шнейдер Л. Б.Психология семенных отношении, Курс лекции. - М.: Апрель-Пресс, Изд-вo ЭКСМО-Пресс, 2000.

 

 

 

Просмотров работы: 5708