САМОРАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

САМОРАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Невозможно жить лучше,

чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее»

Сократ

Изменения в современном российском образовании, принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов обращают наше внимание к одному из важных вопросов профессионального становления педагога-психолога – процессу саморазвития в ходе обучения в вузе. Направленность на развитие, на совершенствование себя как личности, как специалиста в своей деятельности является основополагающим фактором дальнейшей самореализации.

Проблема саморазвития не нова сама по себе и обсуждалась разными учеными в разные времена. История становления проблемы процесса саморазвития, вопросы профессионально-личностного самоопределения, самосовершенствования и саморазвития в становлении личности педагога очень подробно рассматривают на страницах своих работ многие современные ученые [2, 4]. Цель нашей работы - выявить и показать представление современной молодежи о процессе саморазвития, способах его осуществления в период профессиональной подготовки.

Чтобы раскрыть данную тему, мы задались вопросами: что же понимают под саморазвитием наши студенты, какой смысл они вкладывают в это понятие, занимаются ли они вообще саморазвитием, какие качества они хотели бы развить в себе и какими способами их развивают. Мы разработали анкету, в которой задали интересующие нас вопросы. В опросе приняли участие 77 студентов 1-4 курсов психолого-педагогического факультета Горно-Алтайского государственного университета в возрасте 17-26 лет (средний возраст студентов – 20,1 лет). Большинство студентов – девушки (70 человек – 91 %).

Задавая вопрос студентам «Что Вы понимаете под саморазвитием?» мы получили следующие ответы (рисунок 1). Самый распространенный ответ: «Саморазвитие – это самосовершенствование». Так ответили 24 человека – 32 %. Саморазвитие как получение новых знаний понимают 21 человек (28 % опрошенных студентов). Саморазвитие как развитие в себе положительных качеств личности понимают 17 человек (22 % опрошенных студентов). Кроме этого были даны и другие ответы на заданный вопрос. Саморазвитие – это совершенствование себя в какой-либо сфере деятельности (8 %), развитие в себе задатков и способностей (5 %), самореализация, понимание культуры и морали, занятие спортом (по 1 %). Не знает ответа на этот вопрос 2 % опрошенных студентов.

Проанализировав эти ответы, мы приходим к выводу, что большинство студентов нашего факультета под саморазвитием понимают активный, деятельностный процесс, который требует приложения усилий, четкого осознания того, что необходимо в себе развить.

Рисунок. 1. Процентное распределение ответов студентов на вопрос «Что Вы понимаете под саморазвитием?»

Опрос показал, и это видно на рис. 2, что 87% опрошенных студентов (67 чел.) занимаются саморазвитием. Иногда и редко прибегают к саморазвитию 10 % человек (8 чел.), не занимаются саморазвитием 2 человека (3 %).

Рисунок 2. Процентное распределение ответов студентов на вопрос «Занимаетесь ли Вы саморазвитием?»

Ответ на второй вопрос неразрывно связан с ответом на третий, который указывает нам на то, какие качества, свойства, черты, стороны личности хотели бы развить в себе студенты – будущие психологи (таблица 1). Самое желаемое качество, которое хотели бы развить в себе опрошенные студенты: терпение. Оно встречается 15 раз в анкетах, что составляет 20 %. Далее по популярности называются - упорство и трудолюбие (по 7 раз); нехватка уверенности в себе, смелости, ответственности и усидчивости названа по 6 раз опрошенными студентами; коммуникабельность, активность (по 5 раз); интуиция, пунктуальность, память (по 4 раза); 3 студента хотели бы развить свою речь. Были отмечены также: находчивость, целеустремленность, доброта, толерантность, добросовестность, лидерские качества, выносливость, открытость, эмоциональность, сдержанность, честность, любознательность, принципиальность, компетентность.

Таблица 1.

Качества, которые хотели бы развить в себе студенты

качество

терпе-ние

упорст-во

трудо-любие

уверен-ность

сме-лость

ответст-венность

усидчи-вость

количество

15 раз

7 раз

7 раз

6 раз

6 раз

6 раз

6 раз

%

20%

9%

9%

8%

8%

8%

8%

Какими способами организовывают процесс саморазвития студенты нашего факультета можно увидеть из таблицы 2. Смотрят образовательные, документальные фильмы и передачи 59 человек. Читают научную, художественную, научно-популярную литературу 49 человек. Посещают дополнительные лекции, занятия, семинары 22 человека, слушают аудиокниги 5 человек. Некоторые студенты используют разные способы саморазвития.

Таблица 2.

Способы саморазвития, названные студентами при опросе

Способы саморазвития

смотрю образовательные, документальные фильмы, передачи

читаю книги

посещаю дополнительные лекции, занятия, семинары

слушаю аудиокниги

количество

59 чел.

49 чел.

22 чел.

5 чел.

Кроме этого источниками саморазвития студентами называются сеть- Интернет, общение, СМИ, самовоспитание, спорт, танцы, занятия на музыкальных инструментах.

Саморазвитие это многокомпонентный, многоакпектный личностно значимый процесс. Одним из главных вопросов саморазвития является вопрос целеполагания, разработки правил и программы работы над собой. «Любой ветер не по душе моряку, если он не знает, куда ему плыть», - утверждал Монтень. Вот какие правила выработал для себя, например, Франклин.

Первое правило – формирование не множества положительных качеств, а одного. «В течение определенного времени сосредоточивать свое внимание только на одной добродетели; когда же я ею овладею - переходить к другой и так далее».

Второе правило - постоянный контроль над собой. «Я завел книжку, в которой выделил для каждой добродетели по странице». На этой странице Франклин отмечал нарушения, произошедшие в течение дня.

Третье правило - постоянное самообладание, поощрение и похвала своих действий.

Четвертое правило - планирование на каждый день [1, с. 101-102].

Чтобы наш студент успешно занимался профессиональным саморазвитием необходимо, во-первых, создавать внешние условия этого процесса, во-вторых, учитывать внутренние условия подготовки к профессиональному саморазвитию. К внешним условиям можно отнести организацию обмена опытом по изучению, психологии, передового опыта, особенностей их применения в личной практике, а также организацию системы самостоятельной работы и психолого-педагогического самообразования. В связи с этим актуальным является вопрос самоидентификации студентов в процессе профессиональной подготовки [3, с. 86-90]. Важнейшим внутренним условием профессионального саморазвития является его профессиональная направленность, нацеленность на профессиональное самосовершенствование.

«Судьба – не случайность, а предмет выбора; ее не ожидают, а завоевывают», - утверждал У. Брайан.

Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. – Москва: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.

  2. Власова, Е.А.Профессиональное саморазвитие будущих социальных педагогов: монография / Е. А. Власова. - Балашов: Николаев, 2008. - 116 с.

  3. Лизунова Г.Ю. Особенности идентификации современных молодых людей в процессе профессиональной подготовки. // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: педагогика и психология. 2012. №2. – С. 86-90.

  4. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: ACADEMIA, 2004. – 221 с.

 

 

 

Просмотров работы: 1772