СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема видеоэкологии стала особенно актуальной за последние 50 лет в связи со всеобщей урбанизацией, отторгшей человека от естественной визуальной среды. Видимая среда – та среда, которую человек воспринимает зрительно. Это все, что окружает нас: небо, лес, сооружения, детали помещений, транспорт и др. Элементы окружающей среды многообразны по качественных характеристикам: по размеру, форме, яркости и т.д.

Цельюисследований 2013 года являлось выявление социальных последствий влияния визуальной среды города на человека.

Комфортной визуальной средой называют среду с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Наличие кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов в виде вершин и заострений, образующих силуэт, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность являются характерными ее чертами. Лес, горы, моря, реки, облака можно с полной уверенностью отнести к комфортной среде. В ней все механизмы зрения работают в оптимальном режиме [1].

Рассмотрим это утверждение на примере работы автоматии саккад. Когда человек находится в лесу, то при любой амплитуде саккад, при любой их ориентации и любом интервале всегда найдется достаточное число элементов для фиксации. Когда взгляд останавливается на каком-то элементе, амплитуда саккад уменьшается до минимума. Так, чередой идут фиксации глаз на новых элементах: сучья, их перекрестия, листья, ветки, верхушки деревьев, кустарники, трава, пеньки и т. п. И всюду глаз находит «свой покой». Человек в это время отдыхает, ничего не разглядывая пристально, а это значит, что и автоматия саккад работает в собственном режиме, с предпочтительной ориентацией и присущим ей интервалом.

Таким образом, комфортная визуальная среда создает благоприятные условия для проявления физиологических механизмов зрения. Совершенно очевидно, что грамотно организованная искусственная среда должна приближаться к естественной [4].

Архитектура — это долговечный, дорогостоящий и материалоемкий пласт культуры, в котором материализованы гигантские физические и интеллектуальные усилия цивилизованного общества. Эти усилия не должны быть напрасными. Прежде всего - объекты архитектуры должны радовать глаз. Они должны положительно воздействовать в эмоциональном и нравственном отношении на человека, который находится под их влиянием всю жизнь, и конечно, они не должны наносить ущерб здоровью горожанина. В окраске городских зданий и сооружений преобладает серый цвет бетона и асфальта. В природе же царит более благоприятный для глаз зеленый цвет, присутствует множество других цветов и оттенков [2].

Рекомендации по созданию комфортной визуальной среды в городе заключаются в следующем:

  • Ограничение роста этажности зданий.

  • Ограничение роста города. Большой город отторгает человека от естественной природы и порождает множество экологических проблем.

  • Колористика города. Цветовое насыщение городской архитектуры является одним из необходимых условий создания комфортной визуальной среды.

  • Озеленение. За счет озеленения можно многое исправить в существующей застройке города. Зелень не только приятна глазу, но и приближает урбанизированную среду к природной.

  • Создание замкнутого пространства. Всякое замкнутое пространство есть модель мира, несущая чувство безопасности.

  • Коттеджное строительство. Является перспективной предпосылкой для создания благоприятного силуэта города.

  • Не допускать появления больших плоскостей в архитектуре. Таких плоскостей не должно быть и в квартире, в кабинете, в цехах, в больницах и детских учреждениях [5].

К социальным последствиям противоестественной визуальной среды города можно отнести:

1. Близорукость. Для многих стран она стала настоящим социальным бедствием. Близорукость является самым распространенным дефектом зрения. В городских условиях близорукость встречается в 1.5-2 раза чаще, чем в сельской местности. Мы склонны видеть ее в существенных различиях визуальной среды городских и сельских школьников. У сельских школьников визуальная среда в суммарном её выражении ближе к естественной, чего нельзя сказать об урбанизированной визуальной среде, которая не только отличается от природной, но в большинстве случаев является противоестественной. Именно в такой визуальной среде вынуждены долго находиться городские дети [6].

2. Психические заболевания. По данным Всемирной организации здравоохранения процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний [6].

3. Агрессивность человечества. По утверждению академика Д. Лихачёва (1993), наблюдается рост агрессивности человечества, в основе чего, по его мнению, лежит бездуховность людей. Бездуховность, конечно же, является источником многих пороков человека. Вместе с тем хорошо известен факт, что окружающая среда оказывает большое влияние на поведение человека. В агрессивной видимой среде он чаще пребывает в состоянии беспричинного озлобления. Как правило, там, где хуже визуальная среда, больше и правонарушений — хулиганства, пьянства, сквернословия. В Москве криминогенная обстановка ухудшается от центра к периферии, где целые микрорайоны состоят из агрессивных полей [6].

Визуальная среда — один из главных компонентов жизнеобеспечения человека. До тех пор, пока человек большую часть времени пребывал в естественной природной среде, проблем в области видеоэкологии практически не было. Более того, говоря словами поэта А. Белого, «душа пила из глаз алмазный ток окрест». Процессы урбанизации полностью исключили возможность наслаждаться окружающей средой, а вместо «алмазного тока окрест» человек получил гомогенную и агрессивную среду, которая, будучи противоестественной, не только не доставляет эстетического наслаждения, но и порождает большое число социальных проблем. [3].

Исследователи, изучающие механизм зрительного восприятия современной архитектуры, не учитывали, что глаз работает в активном режиме, он сам ищет, за что бы «ухватиться» в городской среде, что бы такое «поймать», на что «наброситься». Такая активность глаза достигается за счет природы его быстрых движений — саккад. Саккады совершаются постоянно, помимо нашей воли, как с открытыми, так и с закрытыми глазами, как во время бодрствования, так и во время сна. Суммарное число саккад при разных условиях имеет сопоставимые значения. На основании этих данных нами была сформулирована концепция об автоматии саккад. Это означает, что в преобладающем большинстве саккада является первичной, а то, что глаз увидит после саккады — вторичным. При этом после саккады глазу непременно нужно остановиться на каком-то элементе, иными словами, после саккады глаз должен за что-то «зацепиться» [4].

Люди должны находиться в комфортной визуальной среде постоянно. Только таким путем и можно выработать потребность к красоте у россиян. Принципы и методы видеоэкологии позволяют не стихийно, а осознанно формировать визуальную среду городов России, полностью соответствующую физиологическим нормам зрения.

Литература

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Изд-во Прогресс, 1984. – 392 с.

  2. Саймондс Д.О. Ландшафт и архитектура. – М.: Изд-во Стройиздат, 1965. – 193 с.

  3. Филин В.А. «Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо» (1-е издание). -М.: Изд-во ТАСС-реклама, 1997. - 312 с.

  4. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М., Изд-во Мир, 1973.– 141 с.

  5. Чертов Л.Ф. Уровни семиотизация пространства и визуальные коды /Человек и город: пространство, формы, смысл. - Екатеринбург: изд-во Архитектон, 1997. – 260 с.

  6. Психогеография [Электронный ресурс]. URL: http://psychogeo.spb.ru/page_tag

Видимая среда – та среда, которую человек воспринимает зрительно. Это все, что окружает нас: небо, лес, сооружения, детали помещений, транспорт и др. Элементы окружающей среды многообразны по качественных характеристикам: по размеру, форме, яркости и т.д.

Автоматия саккад — это свойство глазодвигательного аппарата совершать быстрые движения глаз непроизвольно в определённом ритме в бодрствующем состоянии при наличии и отсутствии зрительных объектов и во время парадоксальной стадии сна (Филин В.А., 1987).

Просмотров работы: 1730