ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Шахова Р.М. 1, Омарова П.О. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема профилактики школьного насилия является весьма актуальным направлением психолого-педагогических исследований.

В настоящее время в современной психолого-педагогической литературе предложены определенные подходы к профилактике школьного насилия, разрабатываются методы педагогической коррекционной работы с потенциальными жертвами и агрессорами, определено влияние различных видов насилия на социально-психологические особенности школьника.

Данные нашего теоретико-методологического анализа свидетельствуют о том, что на протяжении всего развития научной мысли в области проблематики насилия от древности до наших дней оно развивается параллельно с идеей формирования правового государства и необходимостью воспитания правовой культуры граждан. Несмотря на то, что на протяжении всей истории рассмотрения проблематики насилия от древности до наших дней основным средством его преодоления (или частичного снижения его последствий) выступала идея воспитания правовой культуры различных слоев населения, тем не менее современных исследований, направленных на профилактику школьного насилия средствами правового воспитания и просвещения в доступной нам литературе практически нет.

В условиях модернизации российского образования, роста школьного насилия и курса государства на максимальную защиту прав ребенка необходимо определить педагогические условия профилактики школьного насилия средствами воспитания правовой культуры с учетом возрастно-типологических особенностей учащихся общеобразовательной школы.

В ходе проведенного нами исследования был сделан ряд весьма важных выводов, позволяющих уточнить и конкретизировать современные представления о педагогической профилактике школьного насилия и о специфике работы учителя по воспитанию правовой культуры школьников.

Материалы исследования позволили прийти к выводу, что педагогическими условиями профилактики школьного насилия выступают:

- специальная организация воспитания правовой культуры учащихся,

- своевременная диагностика социальной ситуации обучения и воспитания в условиях общеобразовательной школы,

- формирование в школе благоприятной социально-педагогической среды усилиями психолого-педагогического коллектива,

- учет возрастной специфики в процессе воспитания правовой культуры у школьников: в младшем школьном возрасте, среднем и старшем школьном возрасте,

- использование в воспитательном процессе «Практикума по воспитанию правовой культуры у школьников».

Система работы в начальном звене школы предполагает тесное взаимодействие учителя начальных классов с социальным педагогом и педагогом-психологом школы, так как материал учебного предмета «Окружающий мир» дополняется групповыми занятиями с учащимися, встречами с представителями государственных и общественных организаций, сотрудниками полиции (в частности, с сотрудниками ДПС), организацией специальных командных игр с правовой тематикой, нашими авторскими упражнениями и игровыми заданиями.

В младшем школьном возрасте формируются первичные представления о своей стране и республике в доступной для понимания форме, осуществляется знакомство с основными историческими событиями, памятниками культуры на примере Республики Дагестан, государственной символикой Российской Федерации и Республики Дагестан, с Конституцией Российской Федерации, с Конвенцией о правах ребенка. В этом возрасте учитель должен формировать первичные представления о правовых аспектах жизни семьи (правах детей и родителей и др.), развивать понимание социально-правовых ролей; о правоохранительных органах; правил дорожного движения.

Система работы в среднем звене школы предполагает, что основным курирующим взрослым выступает классный руководитель, который организует взаимодействие учителей, социального педагога и педагога-психолога в создании образовательной среды, направленной на формирование правовой культуры школьника. Здесь происходит формирование мотивации на правовое поведение в социальных отношениях, развитие представлений о своей стране и республике на более высокой ступени гражданского сознания (по сравнению с младшим школьным возрастом), развитие представлений об основных правах и свободах человека и ребенка; воспитание установок толерантного сознания как основы правового поведения в полиэтническом государстве; формирование представлений и превращение во внутреннюю сущность личности нормативного регулирования поведения и порядка в социальных отношениях.

Система работы в старшем звене школе уже ориентирует школьника не только на осознание себя как гражданина, но и поиск своего места в гражданском обществе, профилизацию и профессионализацию правовой культуры.

Основными задачами формирования правовой культуры учащихся старшего школьного возраста выступают развитие представлений о конституционном праве РФ, изучение основ трудового права, изучение основ семейного права, формирование представлений об избирательном праве как одной из основных форм непосредственного участия в жизни государства и волеизъявления гражданина, развитие представлений об основных международных документах о правах человека, формирование самоанализа гражданской активности как фактора развития гражданской позиции, развитие осознания правовых аспектов своих поступков.

Анализ материалов проводимых нами формирующих экспериментов на базе МОУ №26 г. Махачкалы и Лицея им. Омарлы Батырая пос. Сергокала (Сергокалинский район РД) с использованием методов вариационной статистики (хи-квадрат-критерия) позволил прийти к выводу о высокой эффективности предлагаемой нами технологии формирования правовой культуры школьника на различных возрастных этапах.

Таким образом, предлагаемая нами методика позволяет осуществлять воспитание правовой культуры школьника как фактора профилактики школьного насилия в соответствии с требованиями системного подхода, культурологической целесообразности, учета возрастных особенностей ребенка, на основе постепенного развертывания изучаемого правового материала по принципу концентрического обучения.

Просмотров работы: 1247