Проблема уничтожения химического оружия вновь приобрела свою актуальность в свете последних событий в Сирии и решения ООН про этому вопросу. В этой связи необходимо вспомнить, что химическое перевооружение 1950-1960-х гг. сопровождалось уничтожением ранее накопленных запасов оружия первого поколения, основу которого составляли хлорсодержащие иприт и люизит [1,2].
Делалось это самым бесхитростным способом (помимо затопления в морях, омывающих Россию) - сжиганием на территории России и Казахстана. Иприт и люизит сжигали открытым способом в очень многих местах, например, в местах производства химического оружия - в Покровке возле Чапаевска и в Дзержинске. Досталось от армии и местам хранения иприта и люизита - Камбарке в Башкирии, Горному в Саратовской области, Леонидовке в Пензенской области и многим иным "медвежьим углам" России. Особо крупную партию химического оружия армия сожгла в степи возле станции Арысь в Казахстане. И, наконец, военные жгли иприт с люизитом на своих испытательных полигонах - в Москве в Кузьминках и в Шиханах в Саратовской области.
Результатом такой утилизации стало загрязнение территории нашей страны диоксинами. Кроме того, полученный в середине 1960-х годов смесь гербицидов ( как химическое оружие нового поколения – «несмертельного» действия) испытывали в Московской, Ленинградской, Костромской, Архангельской и Новосибирской областях, в Красноярском и Краснодарском краях и многих других регионах.
Таким образом, России следует задуматься, прежде чем брать на себя обязательства по уничтожению Сирийских запасов химического оружия [3].
Литература:
1. Соловьев Я.А., Доника А.Д. Амфетамин: исторические аспекты токсикологии // Успехи современного естествознания . -2011. - № 8 – С.135.
2.Смирнова А.В. Доника А.Д. Амфетамин: исторические аспекты токсикологии // Успехи современного естествознания . - 2011. - № 8 – С.134.
3. Омарова Ш.О., Доника А.Д. Токсикологическая характеристика рицина // Успехи современного естествознания . -2011. - № 8 – С.125-126.