КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ У ДЕТЕЙ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ У ДЕТЕЙ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Магомедова Р.М. 1, Гебекова Р.Б. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Всесторонний анализ речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

При нормальном речевом развитии дети к 5 г. свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии: моторной, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стертой форме дизартрии.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией (лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей) в сензитивные (возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира) периоды развития речи.

Народная педагогика необычайно богата факторами, средствами, источниками, способствующими коррекции речи детей с ОНР.

В коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи большую роль играют различные виды и формы игры, умение петь, танцевать, слушать и рассказывать сказки, участие детей в трудовых торжествах, праздниках, обрядовых действиях, зрелищных мероприятиях, которыми богата жизнь народа.

Использование фольклора с его различными жанрами в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста по коррекции ОНР будет способствовать формированию правильной речи.

Фольклор народов Дагестана разнообразен и очень богат, в нем много жанров. Уникальность, непреходящая ценность произведений фольклора определяется не только их художественно-эстетическими достоинствами, но и тем, что их воспитывающее воздействие на подрастающее поколение в высокой степени благотворно и ничем не заменимо. Фольклор - неисчерпаемый источник, из которого народная педагогика черпает гуманистические идеи, благородные цели формирования достойного человека. В народной педагогике существует два пути передачи, подрастающему поколению духовно-моральных ценностей, накопленных народом за свою историю.

Главный путь - это передача традиций, обычаев, норм поведения в живых связях, взаимоотношениях старшего и младшего поколений - в труде, общении, игре. Этот путь основан на подражании младшего поколения примеру старших во всем - поведении, стиле общения, умениях и навыках выполнения тех или иных трудовых операций, и называется этот путь имитационным, т.е. подражательным.

Использование фольклора (сказки, песни, легенды, притчи, сказания и др.) в коррекционной работе по устранению ОНР у детей дошкольного возраста.

Произведение фольклора, в особенности сказки, способствуют формированию речи детей, развитию фонематического слуха.

Различные жанры фольклора в народной педагогике используются с учетом возрастных особенностей детей.

В коррекционно-педагогической работе по устранению ОНР у детей дошкольного возраста, использовался народный эпос (лезгинский эпос «Шарвили», легенда «Каменный мальчик», аварские эпические песни, баллады, «Хочбар», лакская легенда «Парту Патима», даргинский эпос о герое, кумыкское сказание «Айгази» и др.), который способствовал коррекции недостатков фонематического восприятия и речи в целом.

Народные пословицы при всем своем лаконичном вербальном оформлении имеют очень высокий потенциал системного развития речи детей с ОНР. Они относятся к эффективным средствам, которые формируют речь детей дошкольного возраста.

Пословицы и загадки с древнейших времен в народной педагогике выступают как высокоэффективные средства развития и коррекции речи детей. Пословицы содержат богатейший материал всестороннего развития коммуникативной речи детей дошкольного возраста. Вот примеры народных пословиц:

- Делая добро другим, человек добрым делает и себя.

- Советуйся и с камнем, если он старше тебя.

- Держись прямой дороги и отцовских друзей.

- Друг сделал - телу легче, сам сделал - душе легче.

Пословицы и загадки, охватывая своим содержанием все стороны развития речи детей. Пословицы, будучи истиной, верными выводами народа о различных сторонах жизни, о взаимоотношениях людей, о сущности настоящего человека и достойного образа жизни, побуждают дошкольников к формированию фонетики, лексики и грамматики.

Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность описываемой группы по степени проявления речевого дефекта, что позволило Р.Е. Левиной определить три уровня речевого развития этих детей.

Первый уровень речевого развития, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («сина» – машина). Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («киа» – кофта, свитер). Характерной особенностью детей с 1 уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними («бика», произносится с разной интонацией, обозначает «машина», «едет», «бибикает»).

Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию неязыковых средств – жестов, мимики, интонации.

Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание как некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), так и грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что речь детей на первом уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.

Второй уровень речевого развития определяется в литературе как «Начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трёх, а иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетании и фразу, один и тот же ребенок, может, как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со вторым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям: «Асик ези тай» – «Мячик лежит на столе».

По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия и т.д. Однако недостаточность словообразовательных операций приводит к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов.

Речь детей со вторым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов.

Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.

Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Возросли возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов. В самостоятельной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д.

Однако специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.

По-прежнему явно недостаточным будет понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые.

Ребенок с ОНР третьего уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы («человек, который дома строит»-«доматель»), использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик»-«мойчик»; вместо «лисья»-«лисник»). Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением.

Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры.

Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук. Таким образом, у ребенка с третьим уровнем речевого развития операции звука слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.

Литература:

  1. Астарханова Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: Автореф. дисс… к.п.н. - Махачкала: ДГПУ, 2004. - 21 c.

  1. Байрамбеков М.М. Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству (на материале искусства народов Дагестана): Автореф. дис…докт. пед. наук. - Махачкала, 2001. - 36 с.

  2. Батурин Г.И. Народная педагогика в воспитании дошкольников. -М.: Ассоциация

  3. Жукова Н. В., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1989.

  4. «Профессиональное образование», 1995. - 72 с.

  5. Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт // Совр. культура и быт народов Дагестана. - М.: Наука, 1998. - 24 с.

  6. Дибиров М. Народные игры и спорт в Дагестане. - Махачкала, Дагкнигиздат, 1968. - 98 с.

Просмотров работы: 2378